Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 23 июня 2017 г. по делу N 33а-227/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе председательствующего Войтко С.Н., а также судей Захарова В.А. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Резановой Н.М,
с участием представителя административного истца Кожа Н.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Кожа Н.М. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 28 марта 2017 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части ... Чирцова С.В. об оспаривании решения отделения (территориального, г. Барнаул) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - территориальное отделение) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы апелляционной жалобы, а также объяснения представителя административного истца в пределах апелляционного обращения, окружной военный суд
установил:
решением территориального отделения от 30 ноября 2016 года N ** Чирцову С.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Чирцов С.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным данное решение, настаивал на его отмене, а также возложении обязанности на жилищный орган поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
По итогам разбирательства дела в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Кожа Н.М., указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новое - об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приводит доводы, которые в своей совокупности образуют вывод о том, что Чирцов С.В., как военнослужащий, обладает самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. В связи с этим административный истец не может быть лишен такого права ввиду того, что ранее на него в городе Бийске предоставлялась жилая площадь в составе семьи военнослужащего - его отца Ч.В.В.
Также, представитель административного истца обращает внимание на то обстоятельство, что к моменту обращения Чирцова С.В. в жилищный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, срок предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации уже истек, поскольку отчуждение выделенной его отцу квартиры в городе Бийске произошло в 2004 году.
По результатам рассмотрения дела окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Так, в частности, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Приведенные требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.).
Таким образом, государство несет перед военнослужащими ответственность за безвозмездное предоставление жилой площади с соблюдением требований, предусмотренных законодательством, только один раз за все время военной службы. Поэтому в случае, когда военнослужащий ранее обеспечивался жильем за счет государства по установленным нормам, повторное распределение ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определяемом статьей 15 Закона, исключается, в том числе по истечении установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срока, в пределах которого граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, не могут быть поставлены на учет.
Отказывая Чирцову С.В. в принятии на учет по приведенному в пункте 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации основанию, начальник территориального отделения исходил из того, что 19 июня 2001 года административный истец обеспечивался жильем по установленным нормам за счет средств федерального бюджета, выделяемых на отселение из закрытых административно-территориальных образований, в качестве члена семьи бывшего военнослужащего (его отца Ч.В.В.) по адресу: "адрес", общей площадью 62,8 кв.м.
Эти обстоятельства по делу не оспариваются и подтверждаются протоколом заседания жилищной комиссии администрации ЗАТО Сибирский от 19 июня 2001 года N ... и постановлением заместителя главы администрации ЗАТО Сибирский Алтайского края от 5 сентября 2001 года N * о выделении жилой площади в городе Б ... Алтайского края и передаче ее в собственность гражданам, в том числе Ч.В.В. на состав семьи из 4-х человек, включая его сына Чирцова С.В.
Как усматривается из договора купли-продажи квартиры от 12 января 2004 года отцом административного истца вышеназванная квартира была продана.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что административный истец был обеспечен жилой площадью за счет средств федерального бюджета в качестве члена семьи Ч.В.В. будучи военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о надлежащем выполнении государством перед Чирцовым С.В. обязательств по обеспечению жилой площадью на день принятия жилищным органом оспариваемого решения.
При таких данных отказ заявителю в постановке на учет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации следует признать отвечающим требованиям закона.
Что касается членов семьи административного истца, то их права по обеспечению жильем от Министерства обороны Российской Федерации являются производными от этого права военнослужащего Чирцова С.В.
С учетом изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы автора апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Руководствуясь статьями 177, 307, 309 и 311 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 28 марта 2017 года по административному исковому заявлению Чирцова С.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Кожа Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий по делу С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.