Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Андриановой И.В., Дрокиной С.Г.,
с участием прокурора Судоргина Д.В.,
при секретаре Коломытцевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2017 г. гражданское дело по иску администрации г. Тамбова к Туголуковой Зинаиде Ивановне о выселении с предоставлением другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Тамбова по доверенности Корабанова Александра Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
Туголукова З.И. является собственником ***.
Администрация г. Тамбова обратилась в суд с иском к Туголуковой З.И. о выселении из занимаемого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и заключении договора мены жилыми помещениями без доплаты. В обоснование заявленных требований указала, что вышеуказанный дом признан аварийным и включен в областную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В рамках означенной программы администрация г.Тамбова предложила ответчику проинформировать муниципалитет о выбранном варианте переселения из аварийного жилья. Истец приобрел для переселения ответчицы ***-1 ***. От переселения в указанную квартиру Туголукова З.И. отказалась.
Администрация г. Тамбова просила обязать Туголукову З.И. заключить договор мены ее аварийной квартиры на *** по проезду *** без доплаты, выселить ответчика из аварийного жилья с предоставлением другого благоустроенного жилья, а именно в *** по ***.
Туголукова З.И. возражала против заявленных требований и настаивала на предоставлении ей жилья в районе с развитой инфраструктурой, где она имела бы возможность добираться до аптеки, магазина и т.п.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова по доверенности Корабанов А.Н. указывает, что *** по адресу: ***, в котором проживает ответчик, признан аварийным. Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно постановлению администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 г., утверждена областная адресная программа N 443 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 1 сентября 2017 г. Дом, в котором собственником квартиры является Туголукова З.И., вошел в адресную программу. Указывает, что в 2015 году планировалось расселение граждан проживающих в ***. Администрацией г. Тамбова Туголуковой З.И. была предоставлена *** общей площадью 40,8 кв.м. в *** ***.
Считает, необоснованным отказ суда в удовлетворении требований истца. Указывает, что площадь предоставленной квартиры вдвое превышает площадь квартиры, в которой проживает ответчик, а ее стоимость, согласно отчету *** от ***, выполненному ООО "Антэкс", составляет *** руб.
В возражениях на апелляционную жалобу Туголукова З.И. просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что *** по *** значительно удалена от инфраструктуры, в связи с чем она будет испытывать трудности, в том числе по перемещению в магазины, аптеки, учреждения здравооохранения и т.д.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав Туголукову З.И. и ее представителя Туголукова А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменений решения суда в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела такие нарушения норм материального и процессуального права и иные нарушения не были допущены.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Туголуковой З.И. на праве собственности принадлежит *** общей площадью 28.1 кв.м в ***, право собственности зарегистрировано *** (л.д. 9).
Решением исполкома Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся N 1568 от 9 октября 1975 г. *** признан аварийным (л.д. 12). Лица, проживающие в указанном доме, подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Во исполнение Федерального закона от 21 июня 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно постановлению администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 г. N 443 "Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 1 сентября 2017 года" утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01 сентября 2017 (л.д. 13-15).
Основным разработчиком Программы является Управление топливно - энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамборвской области. Заказчиком Программы является администрация Тамбовской области. Целями Программы является улучшение условий проживания путем переселения граждан. Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан проживающих в аварийном жилищном фонде, расположенном на территории Тамбовской области, признанном в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Источниками финансирования Программы являются: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областной бюджет и местный бюджет.
***, в котором расположена квартира Туголуковой З.И., включен в вышеуказанную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Приобретение квартир с использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 44 ФЗ "О конкретной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В рамках указанного выше закона был заключен муниципальный контракт на куплю-продажу квартир для муниципальных нужд городского округа - г. Тамбов N 60/16 от 22 августа 2016 г.
На основании вышеизложенного в адрес Туголуковой З.И. было направлено уведомление *** от *** с просьбой проинформировать администрацию города Тамбова о принятом решении до *** (л.д.7).
Из содержания акта от ***, сотавленного заместителем председателя жилищного комитета администрации г.Тамбова Клубковой Н.И., консультантами отдела по оформлению прав на муниципальное жилье и новых форм управления жилищным фондом жилищного комитета администрации г. Тамбова Кобзевой Е.С. и Клемешовой М.Н., следует, что Туголукова З.И. от осмотра и переселения в предлагаемую *** по проезду *** отказалась.
Поскольку Туголукова З.И. отказалась от переселения в предложенную *** доме N по ***-1 *** и не предоставила в установленный срок отчет об определении рыночной стоимости собственной *** общей площадью 28.1 кв.м. в ***, представитель администрации г. Тамбова обратился в суд с требованиями об обязании ответчика заключить договор мены *** общей площадью 28.1 кв.м в *** домк *** по ***-1 *** без производимой доплаты, с передачей сторонам в собственность соответствующих квартир и выселении Туголуковой З.И. из аварийного помещения с предоставлением другого жилого помещения - ***-1 ***.
Разрешая спор и отказывая администрации г. Тамбова в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда либо его выкуп.
Как следует из материалов дела, Туголукова З.И. отказалась от переселения в означенное жилье, о чем *** составлен соответствующий акт. Между тем, Туголуковой З.И. не предлагалось выкупить у неё принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; от реализации данного права она не отказывалась. Соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого Туголукова З.И. с органом местного самоуправления не заключала.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Туголуковой З.И. от переселения в предложенную квартиру исключает возможность её выселения из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения её правом собственности на другое жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда инстанции.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В силу части 1 статьи 16 данного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, поскольку согласно пункту 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик как собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправлению) о выкупе жилого помещения. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку администрацией г. Тамбова в порядке части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не заключалось соглашение с собственником *** Туголуковой З.И. о каком-либо предварительном и равноценном возмещении, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о выселении Туголуковой З.И. из жилого помещения с предоставлением другого.
В апелляционной жалобе представитель администрации по доверенности Корабанов А.Н. ссылается на отчет *** от 2016 от ***, выполненный ООО "Антэкс" об определении стоимости ***-1 ***, составившей 1470000 руб. и, по мнению представителя, превышающей стоимость ***, принадлежащей Туголуковой З.И.
Однако данный довод основан лишь на личной оценке автора жалобы.
В материалах дела отсутствует оценочная стоимость квартиры Туголуковой З.И., ввиду чего не представляется возможным произвести сравнение ценовой категории двух различных квартир.
Данное обстоятельство не является основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку как указывалось выше, именно на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, законом возложена обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, а, следовательно, и определению этой выкупной цены.
Кроме того, ответчик выразил нежелание принять ***-1 ***.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя администрации г. Тамбова по доверенности Корабанова А.Н. не содержат оснований для отмены решения, основаны на неверном толковании закона.
Таким образом, верно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, оценив доказательства по делу и правильно применив материальный закон, суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений процессуального закона судом также не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 г. оставить без изменения;
апелляционную жалобу представителя администрации г. Тамбова по доверенности Корабанова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.