Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 29 июня 2017 г. по делу N 33а-917/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Коронца А.А.,
судей:
Лаврентьева В.В., Богдашова Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием представителя административного истца Проходцева О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца и его представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 05 апреля 2017 года, которым подполковнику Демчуку Михаилу Валентиновичу отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент), связанного с отказом в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в 1995 году Демчуку на состав семьи из трёх человек от Министерства обороны РФ по установленным нормам была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес" общей площадью 51,9 кв. метров (жилая площадь 29,4 кв. метра). В настоящее время в этом жилом помещении зарегистрированы и проживают совместно с административным истцом его сын и бывшая жена, брак с которой расторгнут в 2003 году.
25 октября 2016 года департаментом принято решение о предоставлении Демчуку и его сыну в общую долевую собственность однокомнатной квартиры в "адрес" общей площадью 44,4 кв.м., а 18 ноября того же года это решение отменено и в её предоставлении отказано, поскольку им не представлена справка о сдаче жилого помещения в г "адрес".
Посчитав свои права нарушенными, административный истец в судебном порядке оспорил решение от 18 ноября 2016 года и просил его отменить, предоставив ранее распределенную квартиру.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе Демчук и его представитель просят решение суда отменить и принять новое, которым административный иск удовлетворить.
В обоснование этого, приводя аналогичные изложенным в административном исковом заявлении доводы, указывают, что суд не сослался на норму материального права, предоставляющую департаменту возможность отменить ранее принятое решение о предоставлении жилья, нарушив тем самым требования п. 3 ч. 4 ст. 180 КАС РФ.
Обращают внимание на то, что истец подлежит обеспечению жилым помещением не по избранному месту жительства, а по последнему месту военной службы, действующее законодательство не возлагает обязанность освободить занимаемое им жилое помещение до получения жилья в новом месте жительства, на что Демчуком дано согласие, заверенное в нотариальном порядке. Получение же справки о сдаче жилья возможно после снятия с регистрационного учёта и оформления отрывного талона о регистрации по месту жительства в предоставляемом жилом помещении.
Считают необоснованной ссылку на имеющуюся в деле доверенность, которая, по мнению суда, наделяет заместителя руководителя департамента полномочиями по отмене ранее принятого решения о предоставлении жилья, а отсутствие справки об оставлении жилого помещения бывшему члену семьи является формальным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 4 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, федеральными органами или уполномоченными ими органами (организациями) принимаются в порядке, устанавливаемом федеральными органами, решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Закона у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
В силу абз. 2 п. 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 25 января 2016 года N 20, при представлении в уполномоченный орган документа о сдаче жилого помещения военнослужащему выдается выписка из решения (необходимая для государственной регистрации права собственности) и подписывается акт приема-передачи жилого помещения.
Согласно примечанию к данному абзацу указанными документами являются документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), обязанность по представлению которых предусмотрена п. 14 ст. 15 Закона (Документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства).
Как усматривается из материалов дела, Демчук, заключивший контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, его сын и бывшая супруга состоят на регистрационном учёте и проживают в квартире, предоставленной административному истцу военным ведомством в 1995 году по месту его службы в Московской области.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилищной субсидии либо жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 22 января 2014 года N 19-О, основано на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
По делу установлено, что административный истец после расторжения брака в 2003 году, состоит на жилищном учёте с сыном, следовательно, он фактически поставил вопрос о предоставлении ему еще одного жилого помещения без сдачи ранее полученного, что на основании вышеизложенного является недопустимым. Именно эти обстоятельства, вопреки изложенному в жалобе, свидетельствуют о том, что он не только не желает сдавать ранее полученную квартиру, в которой проживает его бывшая супруга, не дававшая согласие на это, но и лишён этой возможности, поскольку в настоящий период в ней проживают лица, не являющиеся членами одной семьи.
При таких данных гарнизонный военный суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений прав Демчука со стороны административного ответчика и верно отказал в удовлетворении его административного иска.
Доводы в апелляционной жалобе относительно полномочий заместителя руководителя департамента по отмене ранее принятого им же решения, о чем упомянуто ранее, судебная коллегия отвергает в связи с тем, что административному истцу была предоставлена возможность осуществить действия, направленные на получение жилого помещения, чего им в установленном порядке сделано не было. Свою обязанность предъявить документы о сдаче полученного в период военной службы от государства жилого помещения он не выполнил, соответственно, у департамента не возникло обязанности выдавать выписку из решения о предоставлении жилья и подписывать акт его приема-передачи, что само по себе аннулирует все ранее принятые решения по этому вопросу.
Необходимо также отметить, что ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилого помещения в "адрес", было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно п. 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных. Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда.
При этом с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст. 106 ЖК РСФСР).
В действовавшем ранее постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" также разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Из имеющегося в деле ордера, выданного на имя Демчука, усматривается, что каких-либо данных о том, что предоставленная квартира являлась служебной, в нём не содержится. Не имеется в деле и соответствующего решения местной администрации либо договора найма служебного помещения.
При таких обстоятельствах у гарнизонного военного суда не имелось оснований утверждать о служебном статусе полученного административным истцом жилого помещения, а поэтому к рассматриваемым правоотношениям сторон должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Кроме того, не является преюдициальным для настоящего административного дела и решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 23 марта 2010 года, принятого по заявлению истца о разделе квартиры в г. Кубинке - 2, поскольку, во-первых, это судебное постановление вынесено до внесения распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России", согласно которым г. Кубинка - 2 исключен из числа закрытых военных городков, а, во-вторых, в материалах дела имеется сообщение уполномоченного органа от 10 апреля 2017 года о том, что он не располагает сведениями об отнесении занимаемой Демчуком квартиры к числу служебных.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и по существу направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных судом.
С учётом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 05 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Демчука Михаила Валентиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.