Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Донова А.С.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 33-АРЗ-2017 от 15 марта 2017 года начальник отдела материально - технического снабжения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Чувашии Донов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Постановление обжаловано Доновым А.С. в районный суд.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 мая 2017 года постановление N 33-АРЗ-2017 от 15 марта 2017 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеев В.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение отменить по мотивам его незаконности и небоснованности.
Изучив представленные материалы и проверив дело в полном объеме, заслушав выступление представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Терентьеву Е.И., поддержавшую доводы жалобы, мнение Донова А.С. и его защитника Александрову Н.Н. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В силу требований пункта 2 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной службе) в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе аналогичная информация должна быть указана в конкурсной документации.
Постановлением должностного лица Управления ФАС по Чувашской Республике-Чувашии Донов А.С., являющийся начальником отдела материально - технического снабжения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии, привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по следующим основаниям.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии проведена плановая проверка филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) за период с 01.01.2016 по 07.02.2017 включительно.
В ходе проверки установлено, что извещением N от 17 августа 2016 года объявлен открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств с начальной (максимальной) ценой контракта 45114,47 руб., при этом в подпункте е) пункта 15 конкурсной документации заказчиком было установлено требование по обладанию участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, которое дословно воспроизводит положения пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изложенное расценено административным органом как нарушение пункта 2 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной деятельности, поскольку в результате открытого конкурса приобретаемая Заказчиком услуга по обязательному страхованию гражданской ответственности не является результатом интеллектуальной деятельности, исчерпывающий перечень которой приведен в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, или средств индивидуализации, в связи с чем требование об обладании права на них не могло устанавливаться Заказчиком в конкурсной документации.
Признавая Донова А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к выводу, что он, являясь сотрудником контрактной службы филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии, то есть должностным лицом, ответственным за осуществление закупки, несет административную ответственность в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, поскольку ответственен за соблюдение требований законодательства о контрактной системе, при этом не предпринял необходимых мер по соблюдению вышеуказанного законодательства при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Рассматривая жалобу Донова А.С., судья районного суда не согласился с выводами должностного лица и вынес решение об отмене обжалуемого постановления в связи с отсутствием в действиях Донова А.С. состава вмененного административного правонарушения, поскольку исходя объекта закупки данное требование не относилось к его участниками и не вводило их в заблуждение.
Исходя из объекта закупки - оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, учитывая формулировки в подпункте е) пункта 15 конкурсной документации, дословно воспроизводящие положения пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и то обстоятельство, что при исполнению контракта у заказчика не возникало прав на результаты интеллектуальной деятельности, оснований не согласиться с данным выводом судьи не имеется, что подтверждается заявками двух участников проводимого конкурса - "данные изъяты" и "данные изъяты"
Несогласие с выводами судьи районного суда не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Кроме этого, из дословного содержания части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ следует, что применительно к настоящему делу административной ответственности подлежит должностное лицо, утвердившее конкурсную документацию.
Из размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок конкурсной документации для проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств с начальной (максимальной) ценой контракта "данные изъяты" руб. для нужд филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Чувашии следует, что она утверждена не Доновым А.С., а иным должностным лицом Заказчика.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Из взаимосвязанных положений вышеприведенных норм следует, что члены комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы несут административную ответственность не за любые нарушения, допущенные при осуществлении закупок, а лишь в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном конкретном случае из материалов дела не следует, что Донов А.С. является лицом, утвердившим конкурсную документацию с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при этом выводы о его участии в утверждении указанной документации либо ненадлежащем исполнении служебных обязанности при утверждении указанной документации должным образом не мотивированы и не подтверждены документами, определяющими его служебные обязанности.
При указанных обстоятельствах законных оснований для привлечения Донова А.С. к административной ответственности не имелось, в связи с чем жалоба должностного лица административного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Донова А.С. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.