Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Нестеровой А.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре Ивановой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Яшманова Л.Ю. к администрации Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, признании за ним права на включение в указанный список, возложении обязанности включить его в данный список и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Козиной Розы Михайловны на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 07 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия
установила:
Яшманов Л.Ю. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным решения от 05 ноября 2015 г. об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, признании за ним права на включение в указанный список, возложении обязанности включить его в данный список и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Обосновывая свои исковые требования, Яшманов Л.Ю. указал, что его отец ФИО умер 13 января 2009 года, мать ФИО1 умерла 3 сентября 2009 года. На момент смерти родителей ему было 14 лет. На основании постановления главы администрации Канашского района от 13 ноября 2009 года N610 над ним было установлено попечительство, попечителем назначена Яшманова Н.С. Этим же постановлением за ним было сохранено право на жилое помещение по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, "адрес". На его заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, администрация Канашского района письмом от 20 ноября 2015 г. сообщила о принятии 05 ноября 2015 г. решения об отказе в удовлетворении его заявления. Администрация указала, что не истек установленный законом срок со дня совершения намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий. По мнению истца, при вынесении решения об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не учтено, что он являлся собственником лишь 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом N ... по "адрес" Канашского района, которая составляет всего 8 кв.м. от общей площади дома.
В судебном заседании истец Яшманов Л.Ю. не участвовал, извещен надлежащим образом, реализовал свое право через представителя Козину Р.М., которая исковые требования с учетом уточнений поддержала и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Григорьева Л.М. просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 07 февраля 2017 года постановлено:
"В иске Яшманова Л.Ю. к администрации Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным решения от 5 ноября 2015 года об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, признании за ним права на включение в указанный список, возложении обязанности включить его в данный список и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений отказать".
Указанное решение обжаловано представителем истца Яшманова Л.Ю.- Козиной Р.М. по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе Козина Р.М. указывает, что отчуждение Яшмановым Л.Ю. своей доли в праве общей долевой собственности на жилой дом нельзя признать намеренным ухудшением своих жилищных условий, так как Яшманову Л.Ю. принадлежала на праве собственности 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, что составляет 8,05 кв.м.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика - глава администрации Канашского района выражает несогласие с доводами жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 03 мая 2017 г. постановленоперейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, судебной коллегией привлечены Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Истец Яшманов Л.Ю., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Представитель Яшманова Л.Ю. - Козина Р.М. апелляционную жалобу поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики Григорьева Л.М. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, судом первой инстанции не были привлечены в качестве третьих лиц Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, права и интересы которых затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Принимая в соответствии с п. 2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, Яшманов Л.Ю., ... года рождения, относится к категории детей-сирот ввиду смерти родителей : мать - ФИО1 умерла 03 сентября 2009 г., отец - ФИО умер 13 января 2009 г.
Постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 13 ноября 2009 г. N610 Яшманова Н.С. назначена попечителем над Яшмановым Л.Ю. За Яшмановым Л.Ю. закреплено право пользования жилой площадью по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, "адрес".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Яшманову Л.Ю. принадлежала 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом N ... по "адрес" Канашского района, общей площадью ... , а Яшмановой Н.С. - 5/6 доли в праве общей долевой собственности.
Согласно договору дарения от 13 марта 2015 г., Яшманов Л.Ю. распорядился принадлежащим ему на праве собственности 1/6 долей жилого дома N ... по "адрес" Канашского района, произведя дарение ФИО2
28 октября 2015 г. Яшманов Л.Ю. обратился в администрацию Канашского района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением межведомственной комиссии по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Канашского района от 5 ноября 2015 г. Яшманову Л.Ю. во включении в указанный список отказано на основании положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, указав при этом, что Яшманов Л.Ю. совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны администрации Канашского района в обеспечении его другим жильем. Действия Яшманова Л.Ю. по отчуждению своей доли в праве собственности на жилой дом лишили его права быть включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и считает их основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действующее законодательство (ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 23.1. Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением администрации Ямашевского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 11 декабря 2015 г. N173 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в Ямашевском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики" утверждена учетная норма площади жилья в размере 16 кв.м.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из анализа федерального и регионального законодательства следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Из материалов дела следует, что истец отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 05 марта 2015 г. по 13 марта 2015 г. являлся собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, "адрес".
Признавая ухудшение жилищных условий намеренным, т.е. совершенным с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции не учел, что являясь сособственником жилого помещения в размере 8,05 кв.м. ( ... общая площадь жилого дома) при учетной норме 16 кв. м., Яшманов Л.Ю. и до отчуждения своей доли в праве собственности обладал правом быть включенным в список нуждающихся.
Кроме того, указывая, что истец Яшманов Л.Ю. не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, ответчиком не представлены доказательства вселения и проживания Яшманова Л.Ю. в жилом доме N. ... по "адрес" Канашского района Чувашской Республики не в качестве подопечного, а в качестве члена семьи Яшмановой Н.С.
В соответствии с ч.2 ст.36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве" N 48-ФЗ ( в ред. от 28.11.2015) подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных.
Таким образом, наличие родственных отношений между Яшмановым Л.Ю. и Яшмановой Н.С. не свидетельствует безусловно о том, что в д ... по "адрес" Канашского района Чувашской Республики Яшманов Л.С. проживает в качестве члена семьи Яшмановой Н.С.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, принимая во внимание содержание приведенных правовых норм, судебная коллегия полагает решение ответчика от 05 ноября 2015 г. об отказе во включении Яшманова Л.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отказе в признании за Яшмановым Л.Ю. права на включение в указанный список и отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам является незаконным.
При этом доводы ответчика об отсутствии у истца права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, необоснованны, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения совершеннолетия Яшмановым Л.Ю. у ответчика возникает обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Наличие других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции без учета особенностей главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и выносит новое решение о признании незаконным решения межведомственной комиссии по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Канашского района Чувашской Республики от 05 ноября 2015 г. об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики включить Яшманова Л.Ю. в данный список и предоставить Яшманову Л.Ю., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 07 февраля 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение межведомственной комиссии по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Канашского района Чувашской Республики от 05 ноября 2015 г. об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики включить Яшманова Л.Ю. в данный список и предоставить Яшманову Л.Ю., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
Председательствующий: А.А.Нестерова
Судьи: Л.И.Стародубцева
И.В.Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.