Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В.,
судей Степановой Э.А., Савелькиной Г.О.
при секретаре судебного заседания Тябукове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "ТУС" о возложении обязанности освободить от отвала размываемого грунта (песка) участок склада хранения песка, поступившее по апелляционному представлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 6 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Степановой Э.А., судебная коллегия
установила:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО "ТУС" о возложении обязанности освободить от отвала размываемого грунта (песка) участок склада хранения песка, оборудованного возле "адрес" в границах 200 метровой прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища р.Волга в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований прокурор указал следующее.
В соответствии с лицензией серии N от 2 августа 2012 года ЗАО "ТУС" осуществляет пользование недрами "данные изъяты" месторождения строительных песков. С целью обеспечения добычи строительного песка ЗАО "ТУС" оборудовало склад хранения песка возле "адрес" в 75 метрах от линии уреза воды Чебоксарского водохранилища р.Волга, возле оборудованного склада хранения песка обустроен бытовой городок для обслуживания рабочих. Проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлен факт нарушения ЗАО "ТУС" требований ст.65 Водного кодекса Российской Федерации при размещении песка, добытого на "данные изъяты" месторождении строительных песков, а именно установлено, что край отвала песка находится на расстоянии около 100 метров от линии уреза воды Чебоксарского водохранилища р.Волга, в то время как ширина прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища в границах Чувашской Республики, как водохранилища, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, согласно ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Соответственно, часть склада хранения песка ЗАО "ТУС" расположена в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища. Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой 7 декабря 2016 года внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако ЗАО "ТУС" не предприняло действенных мер по скорейшему устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
На судебном заседании прокурор Дельман А.О. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика ЗАО "ТУС" Анисимов А.Ю., Осипов Г.М. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Чувашской Республике, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело без участия их представителя.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 6 марта 2017 года в удовлетворении требований Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда, обосновывая его тем, что ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает прямой императивный запрет на размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос, однако в ходе проведенной прокуратурой проверки установлен факт складирования (размещения) ЗАО "ТУС" на оборудованном складе возле "адрес" размываемого грунта (песка) в границах прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища. В ходе проведенных с участием представителей ответчика замеров расстояний от отвала размываемого грунта (песка), размещенного на складе хранения песка, до линии уреза воды Чебоксарского водохранилища р.Волга в разных точках составляет от 106 до 166 метров, факт проведения замеров ответчиком не отрицался, в связи с чем акт проверки от 20.02.2017 имеет доказательственную силу. Вывод суда о том, что ширина прибрежной защитной полосы равна 50 м, основанный на положительном заключении государственной экспертизы от 08.07.2013 N, находит несостоятельным. Ни указанное заключение, ни документ о согласовании проекта "Площадка для временного хранения песка возле "адрес"" N от 15.05.2013 "данные изъяты" прямо не предусматривают порядка заполнения склада хранения песка и условий размещения размываемого грунта в 200 метровой прибрежной защитной полосе. Судом проигнорированы нормы федерального законодательства, имеющего верховенство на всей территории Российской Федерации, ошибочно определена юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации, что привело к неправильной оценке представленных ответчиком материалов. Просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционное представление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ЗАО "ТУС" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что размещение строительного песка около "адрес" ответчиком осуществляется с учетом всех предусмотренных законом согласований, а ширина водоохранной зоны ручья без названия составляет 50 м.
На заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дельман А.О. поддержал апелляционное представление, просил его удовлетворить. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Представитель ЗАО "ТУС" обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции согласно ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении прокурора, признав возможным в силу ч.4 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 указанного Федерального закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1). Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензии серии N от 2 августа 2012 года ЗАО "ТУС" осуществляет пользование недрами "данные изъяты" месторождения строительных песков.
Складирование добытого песка ЗАО "ТУС" осуществляется на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" прочие земли (овраг) для временного складирования добытого строительного песка, общей площадью N кв.м. Данный земельный участок предоставлен ответчику в аренду на основании договора аренды N от 30 ноября 2012 года сроком на 20 лет, то есть с 30 ноября 2012 года по 2 августа 2032 года.
Требование истца о возложении обязанности освободить от отвала размываемого грунта (песка) участок склада хранения песка основано на утверждении о том, что ЗАО "ТУС" осуществляет складирование размываемого грунта (песка) в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища р.Волга, чем нарушаются требования ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации.
Разрешая требования прокурора, суд пришел к выводу, что ЗАО "ТУС" несанкционированного самовольного размещения песка в границах реки Волга, в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, вне территории земельного участка с кадастровым номером N не осуществляет, фактов самовольного использования водного объекта и земельного участка и причинения вреда окружающей среде не имеется; доказательств нарушения ответчиком водоохранного законодательства при размещении добытого на складе хранения песка возле "адрес", нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, как и доказательств использования ЗАО "ТУС" склада хранения песка без получения необходимого разрешения не представлено.
Судебная коллегия констатирует, что указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, нарушают нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что влечет отмену судебного постановления.
Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст.65 ВК РФ).
В силу ч.16 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускается строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Пунктом 2 ч.17 ст.65 ВК РФ предусмотрено, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч.15 ст.65 названного кодекса ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.
На основании акта проверки от 20 февраля 2017 года, составленного помощником Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Дельман А.О., с участием государственного инспектора "данные изъяты" ФИО1 государственных инспекторов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Чувашской Республике ФИО2., ФИО3., представителей ЗАО "ТУС", установлено, что расстояние от отвала размываемого грунта (песка), размещенного на складе хранения песка, оборудованного ЗАО "ТУС" возле "адрес", до линии уреза воды Чебоксарского водохранилища р.Волга составляет в разных точках от 106 метров до 166 метров.
При том, что участвующие в деле представители ЗАО "ТУС" Анисимов А.Ю. и Осипов Г.М. факт присутствия при производстве вышеуказанных замеров не оспаривали, о несоответствии акта действительности не заявляли, зафиксированные в нем данные не оспаривали, не возражая против его приобщения к материалам дела, судебная коллегия оснований для признания данного документа недопустимым доказательством не усматривает. Само по себе отсутствие подписей присутствовавших при проведении замеров лиц не умаляет доказательственного значения данного документа, в связи с чем судебная коллегия находит доказанным, что отвал размываемого грунта на складе хранения песка ЗАО "ТУС" находится на расстоянии менее 200 метров до линии уреза воды Чебоксарского водохранилища р.Волга. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно ч.13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Исходя из рыбохозяйственной характеристики Чебоксарского водохранилища "данные изъяты" N от 17.05.2013, согласно ГОСТу 17.1.2.04-77 "Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов" и приказу Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2009 N818 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения ... " Чебоксарское водохранилище соответствует водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории, в связи с чем ширина его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы составляет 200 м, что также подтверждается документом о согласовании деятельности N от 15.05.2013.
Из информации N от 06.03.2017 "данные изъяты" также следует, что ширина водоохранной зоны Чебоксарского водохранилища (р.Волга) составляет 200 м.
Таким образом, ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища (р.Волга), имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, составляет 200 м.
Согласно п.34 ГОСТа 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82) "Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" отвал представляет собой искусственную насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, коммунально-бытовых отходов.
Размещение отвала размываемого грунта в границах прибрежной защитной полосы нарушает запрет, установленный ч.17 ст.65 ВК РФ.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора, суд первой инстанции сослался на лицензию серии N от 2 августа 2012 года на пользование ЗАО "ТУС" недрами.
Однако согласно п.7.6 Условий пользования недрами, являющихся приложением N к лицензии на пользование недрами N от 02.08.2012, ЗАО "ТУС" обязалось обеспечить соблюдение требований нормативных документов о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (п.7.6.2); обеспечить размещение отвалов и отходов горнодобывающего и перерабатывающего производства с минимальным воздействием на окружающую среду и осуществление систематического контроля за ним (п.7.6.4).
Равно не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора наличие у ЗАО "ТУС" документа "данные изъяты" о согласовании деятельности N от 15.05.2013 по проекту "Площадка для хранения строительного песка возле "адрес"", поскольку согласно указанному документу Федеральное агентство по рыболовству принимает решении о согласовании при условии соблюдения ЗАО "ТУС" следующих условий: не допускать загрязнения водного объекта и его водоохранной зоны; соблюдать режим использования водоохранных и рыбоохранных зон водных объектов, прибрежных защитных полос.
Что касается положительного заключения государственной экспертизы N от 08.07.2013 "Площадка для временного хранения песка возле "адрес"", выданного ЗАО "ТУС", то данное заключение имеет отношение к объекту - площадке для временного хранения песка, законность расположения которой на расстоянии 50 м от береги реки Волги прокурором и не оспаривается исходя из ч.16 ст.65 ВК РФ, предусматривающей эксплуатацию в границах водохранных зон при соблюдении определенных условий хозяйственных и иных объектов.
Таким образом, ни один из вышеприведенных документов, на которые сослался суд в обоснование вывода об отсутствии оснований для удовлетворения иска, не разрешают размещение ЗАО "ТУС" песка в 200 -метровой защитной полосе Чебоксарского водохранилища, напротив, возлагают на ответчика при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать требования действующего законодательства о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.
Предметом настоящего спора является освобождение границ прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища от отвала размываемого грунта (песка), размещенного на площадке склада хранения песка, соответственно, суждения суда о том, что ЗАО "ТУС" не осуществляет самовольного размещения песка вне территории земельного участка с кадастровым номером N, не допускает факта самовольного использования водного объекта и земельного участка, к предмету спора отношения не имеют. Нельзя отнести к предмету спора и утверждения суда, а также ответчика о ширине водоохранной зоны ручья без названия, впадающего в р.Волга, в 50 м, поскольку о нарушении водоохранной зоны реки без названия прокурор не заявлял.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что прокурором принимались меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды путем внесения акта прокурорского реагирования - 07.12.2016 в адрес директора ЗАО "ТУС" направлено представление об устранении нарушений законодательства. Однако ЗАО "ТУС", не оспаривая наличия в действиях общества нарушений, обязалось разработать мероприятия по установлению границ с соблюдением ВК РФ лишь в течение 2017-2018 годов.
Доказательств, подтверждающих, что восстановление окружающей среды объективно невозможно, и что обратные действия по устранению отвала могут привести к неблагоприятным последствиям, поскольку приведут к повторному нарушению водоохранного законодательства, сторона ответчика ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представила.
Выявленные в ходе проведенной прокуратурой проверки нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия отменяет решение суда согласно п.3 и п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ и принимает новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц с 26.05.2017 изменилось наименование ответчика, в связи с чем обязанность по устранению нарушений подлежит возложению на акционерное общество "ТУС".
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда ответчиком подлежит исполнению. Определяя указанный срок до 1 сентября 2017 года, судебная коллегия находит его разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С учетом пп.3 п.1 ст.339.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 6 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым
возложить на акционерное общество "ТУС" обязанность освободить от отвала размываемого грунта (песка) участок склада хранения песка, оборудованного возле "адрес" в границах 200 метровой прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища р.Волга, в срок до 1 сентября 2017 года;
взыскать с акционерного общества "ТУС" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи: Э.А. Степанова
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.