Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Грабовский автомобильный завод" к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Грабовский автомобильный завод" (в настоящее время Акционерное общество "Грабовский автомобильный завод", далее - АО "Завод ГРАЗ", общество) обратилось в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости находящегося в собственности земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для иных целей, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости.
Требование мотивировано тем, что несоответствие утвержденной кадастровой стоимости земельного участка его реальной рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, нарушает права и обязанности общества, как плательщика земельного налога.
Общество просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере равной его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб. по состоянию на 01 января 2012 г.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой представитель административного истца - ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере "данные изъяты" руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Рудаков И.И. заявленные требования (с учётом уточнений) поддержал.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение заявленных требований с учетом их уточнения оставили на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Правительства Пензенской области, представитель заинтересованного лица администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что АО "Завод ГРАЗ" является собственником земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для иных целей, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия "адрес" (л.д. 11).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена постановлением Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области" по состоянию на 01 января 2012 г. в размере - "данные изъяты" руб. (л.д. 9-10), следовательно, датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 01 января 2012 г.
Заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее 22 декабря 2016 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области (далее - Комиссия), решением от 11 января 2017 г. N отклонено (л.д. 58-60).
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчёт об оценке земельного участка от 12 декабря 2016 г. N, подготовленный оценщиком ООО "Центр независимой экспертизы", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составила - "данные изъяты" руб., а также положительное экспертное заключение на отчёт от 04 апреля 2017 г. N НК "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ" (14-42, 43-54).
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2012 г., проведение которой поручено эксперту-оценщику ООО "Центр Бизнес-планирования" - ФИО5 (л.д.161-162).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 22 июня 2017 г. N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2012 г. составляет - "данные изъяты" руб. (л.д.172-222).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Представитель административного истца АО "Завод ГРАЗ" по доверенности - ФИО2 выводы экспертного заключения не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнил требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб.
Административные ответчики, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2012 г. надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта N, т.е. в размере - "данные изъяты" руб.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец АО "Завод ГРАЗ" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости 22 декабря 2016 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 г.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области, приведенные в письменном отзыве на административный иск, о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457; пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 27 октября 2009 г. N 327, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Доводы административного ответчика - Правительства Пензенской области в письменном отзыве на административный иск о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Грабовский автомобильный завод" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для иных целей, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 01 января 2012 г. в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
Датой подачи АО "Завод ГРАЗ" заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 22 декабря 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2017 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.