Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи: Калоевой З.А.
судей: Криволаповой Е.А., Шишовой А.Ю.
при секретаре судебного заседания: Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования с. Дивного Апанасенковского района СК - Коваленко А.Ф. на решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 30 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Доценко Н.Н. к администрации муниципального образования села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края об отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании ответчика восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Доценко Н.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК об отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании ответчика восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обосновании заявленных требований истец указал, что он состоит в браке с Доценко (Подольной) Н.В. с 27.09.2008, они воспитывают двух несовершеннолетних детей - Доценко Д.Н., *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения, собственного жилья не имеют. 20.03.2009 им было подано заявление в администрацию муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК и сданы все документы, необходимые для рассмотрения его заявления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно постановлению администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК N 66-п от 17.04.2009 "О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района СК": " ... 1. Признать жителей муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района СК нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1.2 Доценко Н.Н., *** года рождения, проживающего в селе с рождения, студента пятого курса Северо-Кавказского государственного технического университета, и его жену - Доценко Н.В., *** года рождения, инспектора ОВД по Промышленному района г. Ставрополя, не имеющих собственного жилья, зарегистрированных в с.Дивном по ул. ***, в домовладении, принадлежащем на праве собственности Доценко Н.И. и Доценко Л.Н., состоящем из трех жилых комнат, общей площадью 39,3 кв.м., в котором зарегистрировано пять человек, обеспеченных общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением совета муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района СК от 09.07.2008 N 216, и внести в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях под N 129 ... ". В течение нескольких лет с момента постановки его с супругой, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в их семье родились двое сыновей. Постановлением администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК N 180-п от 27.10.2016 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК": " ... 1. Снять с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1.2 Доценко Н.Н., *** года рождения, и его жену - Доценко Н.В., *** года рождения, зарегистрированных по адресу: с. Дивное, ул. ***, в домовладении, принадлежащем на праве собственности Доценко Н.И. и Доценко Л.Н., состоящем из трех жилых комнат, общей площадью 57,0 кв.м., в котором зарегистрировано семь человек, в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилых помещений, с учетом жилых помещений, принадлежащих членам семьи - Доценко Н.И. и Доценко Л.Н., расположенных в г. Ставрополь (квартира *** по ул. ***, общей площадью 82,60 кв.м., квартира *** по ул. ***, общей площадью 37,3 кв.м., квартира *** по ул. ***, общей площадью 52,7 кв.м.), выше учетной нормы (38.0 кв.м. на каждого члена семьи) ... ". Однако, с данным решением истец не согласен и считает его незаконным. Действительно, он со своей семьей зарегистрирован по адресу домовладения, которое принадлежит его родителям. При этом они не являются собственниками имущества, которое принадлежит его родителям. Как до подачи документов на участие в программе, так и после того, своего жилья не имеют, и нуждаются в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах вынесенное постановление фактически признало их собственниками имуществ, принадлежащего его родителям. Между тем, это неправомерно и необоснованно, так как на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что его семья является отдельной семьей, а не членами семьи его родителей. Являясь отдельной семьей, они с супругой ведут отдельное хозяйство, сами оплачивают расходы по содержанию их семьи и поэтому нуждаются в улучшении жилищных условий. Просил суд отменить как незаконное постановление администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК N 180-п от 27.10.2016 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК" в отношении его и его семьи; обязать администрацию муниципального образования с. Дивного Апанасенковского района восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении жителей муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района СК его семью, состоящую из четырех человек: Доценко Н.Н., *** года рождения, Доценко Н.В., *** года рождения, Доценко Д.Н., *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения.
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 30 марта 2017 года исковые требования Доценко Н.Н. к администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК об отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании ответчика восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении удовлетворено. Суд первой инстанции постановилотменить постановление администрации муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края N 180-п от 27.10.2016 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК" в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Доценко Н.Н., Доценко Н.В., Доценко Д.Н., *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения.
При этом, суд первой инстанции обязал администрацию муниципального образования с.Дивное Апанасенковского района СК восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении жителей муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района СК его семью, состоящую из четырех человек: Доценко Н.Н., Доценко Н.В., несовершеннолетних детей Доценко Д.Н., *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, главы муниципального образования с. Дивного Апанасенковского района СК - Коваленко А.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить как необоснованное. Указывает, что на момент постановки гр. Доценко Н.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении учетная норма была установлена решением совета муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района СК от 09.07.2008 N 216 и составляла 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. В настоящее время указанное решение утратило силу в связи с принятием решения совета муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района СК от 21.12.2010 N 382, которым установлена новая норма в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Обращает внимание на то, что в соответствии с жилищным законодательством при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, а в конкретном случае для семьи Доценко - 299,6 кв.м., а именно: 33,8 кв.м на одного члена семьи.
В своих возражениях на апелляционную жалобу Доценко Н.Н. просил судебную коллегию решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав истца Доценко Н.Н. и третье лицо Доценко Н.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы.
В Постановлении Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Постановлением Правительства РФ N 575 от 14 июля 2011 года внесены изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 года, а именно в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" указанной Программы: а) пункт 2 дополнить подпунктом "е" следующего содержания: е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Между тем, в Постановлении Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Как следует из п. 60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года, в случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств социальной выплаты банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Допускается оплата за счет и в пределах средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг предусмотрены в договоре купли-продажи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила), действующие по настоящее время.
Согласно пункту 5 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 6 Правил, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постановленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а так же молодые семьи, признанные органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из п. 10 Правил расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м; для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 года "Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" и Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года "О федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрено порядка исключения семей из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края N 66-п от 17.04.2009 года "О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края" Доценко Н.Н. и Доценко Н.В. были признаны нуждающимся в жилых помещениях.
Постановлением администрации муниципального образования села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края N 180-п от 27.10.2016 года "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края" в соответствии с п.п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, законом РФ от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края Доценко Н.Н. и его жена Доценко Н.В. сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилых помещений, с учетом жилых помещений, принадлежащих членам семьи - Доценко Н.И. и Доценко Л.Н., расположенных в г. Ставрополь (квартира *** по ул. ***, общей площадью 82,60 кв.м., квартира *** по ул. ***, общей площадью 37,3 кв.м., квартира *** по ул. ***, общей площадью 52,7 кв.м.), выше учетной нормы 32,80 кв.м. на каждого члена семьи).
Удовлетворяя исковые требования заявителя Доценко Н.Н., суд обоснованно исходил из того обстоятельства, что ответчиком при подсчете уровня жилищной обеспеченности семьи Доценко Н.Н. неправомерно учтена общая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности родителям заявителя Доценко Н.Н. - Доценко Н.И. и Доценко Л.Н. При том, что Доценко Н.Н. не является членом семьи своих родителей, вместе с ними его семья, состоящая из 4 человек не проживают, совместное хозяйство вместе с ними не вели и не ведут.
На основании анализа положений ч 2 ст. 51, ч 1 ст. 31 ЖК РФ, суд сделал вывод о том, что в качестве критерия для включения лица в состав члена семьи собственника жилого помещения важен не только факт близких родственных отношений или отношений, возникающих вследствие регистрации брака, но и фактическое совместное проживание в одном жилом помещении, что в данном случае не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и не противоречат действующему законодательству. Суд установилпо делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжении принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином основании (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся- проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, для решения вопроса, имеет ли семья истцов право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", следует определить жилищную обеспеченность семьи истца с учетом прав проживающих с ними членов семьи на все имеющие у них жилые помещения.
При установлении факта нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, суд правомерно исходил из того обстоятельства, что собственник помещений (родители) не могут признаны членами семьи истцов так как с ними совместно не проживают, общего хозяйства не ведут, иного при разрешении спора не установлено.
С учетом указанного, судом правомерно сделан вывод о том, что в состав семьи Доценко Н.Н. из 4 человек входят: жена - Доценко Н.В., *** года рождения, несовершеннолетние дети: Доценко Д.Н., *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения, что подтверждается копией свидетельства о браке и копиями свидетельств о рождении, не ведут общего совместного хозяйства с Доценко Н.И. и Доценко Л.Н. и не являются членами семьи Доценко Н.И. и Доценко Л.Н.
Как установлено судом Доценко Н.Н., Доценко Н.В. и их несовершеннолетние дети: Доценко Д.Н.ч, *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения, на праве собственности не имеют недвижимого имущества - жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что Доценко Н.Н., Доценко Н. В., их несовершеннолетние дети: Доценко Д.Н., *** года рождения, и Доценко Н.Н., *** года рождения, зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное, ул. ***, но по указанному адресу не проживают, проживают по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. ***, по которому также имеют временную регистрацию.
Из справки N 469 от 21.03.2017 года следует, что Доценко Н.В. является инспектором отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Ставрополю с 23.06.2011 года по настоящее время.
Согласно справки N 126 от 29.03.2017 года Доценко Н.Н. работает в АО "НК-"Роснефть"-Ставрополе" в должности ведущего инженера по ремонту и обслуживанию оборудования СУГ производственно-технического отдела с 30.05.2011 года и по настоящее время.
Из справки N 31 от 22.03.2017 года видно, что несовершеннолетний Доценко Д., *** года рождения, посещает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N 20 "Незабудка" города Ставрополя с *** года и по настоящее время.
Согласно справке N 35-04 от 23.03.2017 года несовершеннолетний Доценко Н.Н., *** года рождения, - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 15 "Юсишка" города Ставрополя с *** года и по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждают, что семья Доценко Н.Н. проживает в городе Ставрополе, его родители - в с.Дивное Апанасенковского района.
Более того, из анализа полученных по делу доказательств и с учетом спорных отношений возможно сделать вывод о том, что квартира по адресу: г. Ставрополь, ул. Родосская, д. 5, кв.283, фактически находилась в пользовании истцов по договору безвозмездного пользования, который не предполагает возможность применения к возникшим правоотношениям положения ст. 31 ЖК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 30 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.