Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Габриеляне М.Г.,
с участием:
представителя административного истца ОАО "Новоалександровский Элеватор" Ержак Г.В.,
представителя административного ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю Е.А. Кийковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "Новоалександровский Элеватор" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Новоалександровский Элеватор" обратилось с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование иска общество указало, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки из земель населенных пунктов:
с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м., вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26;
с кадастровым номером 26:04:171601:13, площадью 14 822 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26;
с кадастровым номером 26:04:171601:15, площадью 146 390 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26;
с кадастровым номером 26:04:171603:174, площадью 8 874 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26.
Кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере:
с кадастровым номером 26:04:171601:11- 22 280 098,34 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:13- 8 694 585,20 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:15 - 87 561 714,60 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171603:174 -5 347 028,70 рублей.
23 ноября 2016 года общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года и по состоянию на 28 августа 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174, определенной оценщиком "данные изъяты"" в отчетах об оценке N N и N от ДД.ММ.ГГГГ,
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 07 декабря 2016 года указанное заявление отклонено.
Административный истец ОАО "Новоалексадровский Элеватор", полагая результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков недостоверными, существенно превышающими их рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика земельного налога на указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению налога, просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:171601:11, 26:04:171601:13, 26:04:171601:15 и по состоянию на 28 августа 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174, в размерах, определенных оценщиком "данные изъяты"" в отчетах об оценке N N и N от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО "Новоалександровский Элеватор" Ержак Г.В., поддержала заявленные требования в полном объеме и просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении N от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю Кийкова Е.А., просила отказать в удовлетворении требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК поскольку они не являются надлежащими ответчиками. Просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации МО г. Новоалександровска, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании с ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью, однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года N382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Новоалександровский Элеватор" на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26;
с кадастровым номером 26:04:171601:13, площадью 14 822 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26;
с кадастровым номером 26:04:171601:15, площадью 146 390 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26;
с кадастровым номером 26:04:171603:174, площадью 8 874 кв.м, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере:
с кадастровым номером 26:04:171601:11 - 22 280 098,34 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:13 - 8 694 585,20 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:15 - 87 561 714,60 рублей;
в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174 - 5 347 028,70 рублей по состоянию на 28 августа 2015 года.
19 декабря 2015 года сведения о кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:171601:11, 26:04:171601:13 и 26:04:171601:15 внесены в государственный кадастр недвижимости. В отношении земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174 сведения внесены 18 декабря 2015 года, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 20 октября 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:171601:11, 26:04:171601:13 и 26:04:171601:15 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" по состоянию на 01.01.2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения от 16.12.2016 года б/н.
Согласно отчету об оценке N N от ДД.ММ.ГГГГ проведенного по заказу административного истца оценщиком "данные изъяты"" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составляет:
с кадастровым номером 26:04:171601:11 - 4 954 000 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:13 - 2 023 000 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:15 - 17 211 000 рублей.
Согласно отчету об оценке N N от ДД.ММ.ГГГГ проведенного по заказу административного истца оценщиком "данные изъяты"" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174 по состоянию на 28 августа 2015 года составляет 1835000 рублей.
На указанные отчеты об оценке "данные изъяты"", членом которой является оценщик, составивший отчеты, даны положительные экспертные заключения от ДД.ММ.ГГГГ N и N.
23 ноября 2016 года, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастрастровой стоимости, в которых просил установить в отношении земельного участка рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2015 года.
Решением Комиссии от 07 декабря 2016 года, вышеуказанное заявление административного истца было отклонено.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство административного истца о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.
По заключению судебной экспертизы N/-4 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом "данные изъяты" рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года установлена в следующих размерах:
с кадастровым номером 26:04:171601:11 - 5 731 000 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:13 - 2 475 000 рублей;
с кадастровым номером 26:04:171601:15 - 19 909000 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка 26:04:171603:174 по состоянию на 28 августа 2015 года определена в размере 2769000 рублей.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии результатов судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте, которому поручено проведение экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
В рамках сравнительного подхода экспертом был выбран метод сравнения продаж, как наиболее полно отвечающий заявленным целям и предполагаемому использованию результатов исследования. Для анализа и расчета рыночной стоимости взято по 3 объекта-аналога недвижимости, сопоставимых по своим характеристикам с оцениваемыми объектами недвижимости. На основе собранных объектов-аналогов построена расчетная модель зависимости продажи от ключевых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта. Расчеты стоимости объектов-аналогов с учетом ценообразующих факторов и расчет стоимости объекта оценки путем обобщения скорректированных цен объектов-аналогов наглядно приведен в заключении экспертизы.
Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2015 года и 28 августа 2015 года.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется.
Ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы ответчики и заинтересованные лица суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена с кадастровыми номерами:
26:04:171601:15 по состоянию на 01 января 2015 года в размере 19 909000 (девятнадцать миллионов девятьсот девять тысяч) рублей.
26:04:171601:11 по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 731000 (пять миллионов семьсот тридцать одна тысяча) рублей.
26:04:171601:13 по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 475000 (два миллиона четыреста семьдесят пять тысяч) рублей.
26:04:171603:174 по состоянию на 28 августа 2015 года в размере 2 769000 (два миллиона семьсот шестьдесят девять тысяч) рублей, определенном в заключении эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона N218-ФЗ от13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в действие с 01 января 2017 года, предметом регулирования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом РОСРЕЕСТРА от 28 октября 2009 года N325, на территории Ставропольского края функции по государственной кадастровой оценке осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю).
Приказом Росреестра от 12 мая 2015года N П/210 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В Приказе Росреестра от 18 октября 2016года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" приведены общие полномочия органа регистрации прав, не связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, из содержания данного приказа Росреестра следует, что права Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости ограничены, она наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных
В соответствии с Уставом ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденным Приказом Росреестра от 13 декабря 2016года N П/0595, его филиалы наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; формированию и предоставлению перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и др.
В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на 01 января 2015 года, то есть на дату составления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной являются: государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки 2015 года был сформирован и предоставлен (предоставлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 (ред. от 16.05.2017) "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не является надлежащими ответчиком по данному делу. В связи с чем, в иске административному истцу к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, следует отказать.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
По настоящему делу заявление ОАО "Новоалександровский элеватор" о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 23 ноября 2016 года.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно пункту 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В абзаце третьем пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
В соответствии с представленным заявлением "данные изъяты" стоимость услуг по производству судебной оценочной экспертизы составила "данные изъяты" рублей.
Учитывая, что административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, реализуя в судебном порядке имеющееся у него право на установление его кадастровой стоимости в размере рыночной. При этом, как следует из материалов дела, административными ответчиками непосредственно не оспаривались наличие у административного истца такого права и указанный в его заявлении размер рыночной стоимости объекта недвижимости, принятое по настоящему делу решение суда не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с истцом юридических интересов.
В связи с чем, расходы по оплате за проведение судебной оценочной экспертизы подлежат взысканию с административного истца
.
Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования открытого акционерного общества "Новоалександровский Элеватор" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:15, площадью 146390 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Новоалександровский район, город Новоалександровск, ул. Ленина, 26, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 19 909000 (девятнадцать миллионов девятьсот девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:04:171603:174, площадью 8874 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, город Новоалександровск, ул. Ленина, 26, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2015 года в размере 2 769000 (два миллиона семьсот шестьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37706 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Новоалександровский район город Новоалександровск, ул. Ленина, 26, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 731000 (пять миллионов семьсот тридцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:13, площадью 14822 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Новоалександровский район, город Новоалександровск, ул. Ленина, дом 26, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 475000 (два миллиона четыреста семьдесят пять тысяч) рублей.
Датой подачи административного иска об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости считать 23 ноября 2016 года.
В иске ОАО "Новоалександровский Элеватор" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Новоалександровский Элеватор", расположенного по адресу: "адрес", в пользу в пользу "данные изъяты" расходы по проведению судебной оценочной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты") рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.