Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Драчева Д.А.,
судей Суринова М.Ю., Поталицына Д.А.,
при секретаре Кругловой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
20 июня 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Белякова Сергея Михайловича на решение Кировского районного суда города Ярославля от 9 февраля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Белякова Сергея Михайловича отказать.
Заслушав доклад судьи Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
Беляков С.М. обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, в котором с учетом уточнений окончательно просил:
- признать неправомерным действие мэрии г. Ярославля, выразившееся в исключении дома N "адрес" из программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы и неправомерным бездействие мэрии г. Ярославля по невключению указанного дома в региональную программу;
- обязать мэрию г. Ярославля включить дом N "адрес" в муниципальную программу "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы, утвержденную Постановлением мэрии г. Ярославля N 2811 от 28.11.2013.;
- провести необходимые мероприятия по включению дома N "адрес" в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 N 432-П, в разумный срок;
- признать неправомерным бездействие территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля и мэрии г. Ярославля, выразившееся в непринятии мер, определенных ч.10 ст. 32 ЖК РФ, учитывая, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включался дважды в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства";
- обязать ответчика предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; после предоставления в собственность благоустроенного жилого помещения прекратить право собственности истца на 19/238 доли и 20/238 долей в праве собственности на квартиру N в доме N "адрес";
- признать право муниципальной собственности г. Ярославля на указанные 19/238 доли и 20/238 долей в праве собственности на квартиру N в доме N "адрес".
В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что истец с 15 марта 2013 года является собственником 39/238 долей в праве общей долевой собственности на квартиру N в доме N "адрес" на основании договора купли-продажи от 27.02.2013 года.
Актом межведомственной комиссии от 02.11.2005 г. N 108 жилой дом признан непригодным для проживания. Принятое решение исключает возможность капитального ремонта или реконструкции дома. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г.N 47 акт межведомственной комиссии от 02.11.2005 г. N 108 недействительным не признан, повторного обследования дома не требовалось. На основании указанного акта многоквартирный дом по адресу: "адрес" был включен в городскую целевую программу "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля из непригодного для проживания жилищного фонда в 2009-2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля".
Таким образом, мэрия г. Ярославля приняла на себя обязательство по расселению указанного дома до 2011 года.
Постановлением мэрии г. Ярославля N 2839 от 20.12.2012 г. указанный многоквартирный дом также включен в долгосрочную целевую программу "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда" на 2012-2015 годы. Расселение дома не произведено до настоящего времени. Действия мэрии г. Ярославля по исключению многоквартирного дома по указанному адресу из программы "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из аварийного жилищного фонда" на 2014-2017 годы, утв. Постановлением мэрии г. Ярославля N 2811 от 28.11.2013 г. являются незаконными, поскольку обязательство по расселению дома не исполнено. В связи с исключением дома из указанной программы, он не был передан мэрией г. Ярославля для включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 N 432-П
Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2013 г. N 36 многоквартирный дом N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ярославской области, Департамент строительства Ярославской области, в качестве третьего лица - Департамент организации строительства мэрии г. Ярославля.
Судом принято указанное решение, с которым истец не согласился. В апелляционной жалобе им ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав в поддержание доводов жалобы представителя Белякова С.М. по доверенности Придари И.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, приняв во внимание, что указанный дом до 01 января 2012 года не был признан аварийным и подлежащим сносу, соответственно и не должен был быть включен в перечень домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими расселению в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением мэрии г. Ярославля от 28.11.2013 г. N2811, при этом между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения, пришел к правильному выводу, что у истца не возникло право требовать взамен спорного жилого помещения предоставления ему другого жилого помещения.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права ( ст.ст. 32, 52, 57, 86, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ, Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В силу части 1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статья 32 ЖК РФ). При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Расселение аварийного жилья в городе Ярославле осуществляется в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 N 432-П. Выполнение мероприятий данной программы предусматривает поступление средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", одним из требований которого является выполнение обязательств по переселению граждан, проживающих в домах, признанных аварийными до 01.01.2012 года и подлежащих сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Дом N 3 пос. Силикатного завода г. Ярославля, признанный аварийным после 01.01.2012 года, в вышеуказанную программу не включен.
Включение конкретных многоквартирных жилых домов в региональную адресную программу поставлено в зависимость от включения их в муниципальные программы, имеющие необходимое финансирование из бюджета муниципального образования. Муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из аварийного жилищного фонда" на 2014-2015 годы" утверждена постановлением мэрии города Ярославля от 28.11.2013 N 2811. Постановлением мэрии города Ярославля от 04.08.2015 г. N 1484 внесены изменения в постановление мэрии города Ярославля от 28.11.2013 N2811 "Об утверждении муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих, на территории города Ярославля, из аварийного жилищного фонда" на 2014-2015 годы": в наименовании цифры "2015" заменены цифрами "2017". Приложением 1 к указанной муниципальной программе является Перечень домов в городе Ярославле, признанных до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Многоквартирный дом N "адрес" в указанном перечне не значится. Также судебная коллегия принимает во внимание, что муниципальная программа, утвержденная постановлением мэрии г. Ярославля от 28.11.2013 г. N 2811, является нормативным правовым актом с учетом всех её приложений, в том числе с перечнем домов, признанных аварийными до 01.01.2012 года.
Соответственно возложение на мэрию обязанности включить в муниципальный правовой акт новые, дополнительные положения (в данном случае - дополнить перечень аварийных домов включением спорного дома) не основано на законе, так как по существу означает вторжение суда в компетенцию органа местного самоуправления по изданию муниципальных правовых актов. Как следует из статей 20.8, 20.9 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, имеет свое самостоятельное правовое регулирование. Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2013 г. N 36 на основании пунктов 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47), многоквартирный дом N 3 пос. Силикатного завода г. Ярославля признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением мэрии г. Ярославля от 03.09.2013 г. N 2039 принято решение об отселении физических и юридических лиц из помещений многоквартирного дома N "адрес" в срок до 2020 года включительно. Учитывая, что истец не является малоимущим, не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, отсутствует соглашение с органом местного самоуправления о предоставлении ему другого жилого помещения взамен аварийного, срок расселения аварийного дома, предусмотренный постановлением мэрии г.Ярославля от 03.09.2013 г. N 2039, не наступил, то есть процедура изъятия жилого помещения мэрией г. Ярославля не закончена, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу другого жилого помещения взамен спорного.
Доводы автора жалобы, что дом N "адрес" ещё до 01.01.2012 года подлежал признанию аварийным и подлежащим сносу, так как описание состояния дома, данное в акте межведомственной комиссии от 23.07.2013 года, повторяет описание дома, данное в акте от 02.11.2005 года, подлежат отклонению в силу следующего. Акт межведомственной комиссии от 02.11.2005 г. N 108, которым жилые помещения в многоквартирном доме N "адрес" признаны непригодными для проживания (по ветхости) с отселением жителей дома до 2010 года (включительно, так как устранение вышеперечисленных дефектов экономически нецелесообразно, составлен на основании Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552), которое признано утратившим силу. Таким образом, акт межведомственной комиссии от 02.11.2005 г. N 108 не содержал решения о признании дома аварийным. Как видно из акта от 02.11. 2005. межведомственная комиссия приняла решение руководствуясь представленной документацией (техпаспорт на здание и земельный участок от 06.12.04), и без привлечения представителей проектно-изыскательских организаций. Ссылка автора жалобы на заключение инженера ФИО1, из которого следует, что жилой дом находится в аварийном состоянии, непригоден для проживания и подлежит расселению, несостоятельна. Данное заключение от 18.06.2013 года о техническом состоянии жилого дома, изготовленное ОРГАНИЗАЦИЯ1, являлось приложением к акту межведомственной комиссии от 23.06.2013 года N 36, а не к акту N 108 от 02.11.2005 года. Акт же межведомственной комиссии от 02.11.2005 года, каких-либо приложений в виде заключений о техническом состоянии дома не содержит. С учетом изложенного, оснований считать, что многоквартирный дом N "адрес" ещё до 01 января 2012 года подлежал признанию аварийным и подлежащим сносу, и как следствие, включению в перечень домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными, подлежащими расселению в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением мэрии г. Ярославля от 28.11.2013 г. N2811, у суда первой инстанции не имелось. Ссылка автора жалобы, что указанный дом был включен в программу расселения жилья, утвержденную Постановлением мэрии г. Ярославля N 2839 от 20.12.2012 г., которая предусматривала расселение дома до 2015 года, на правильность принятого решения не влияет, так как указанная программа не соответствовала требованиям Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", ввиду того, что ее целью и задачами являлось расселение граждан, проживающих в домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания, то есть не только из аварийных домов. Постановление мэрии города Ярославля от 20.12.2012 N 2839 "О долгосрочной целевой программе "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда" на 2013 - 2015 годы", признано утратившим силу в связи с изданием постановления мэрии г. Ярославля от 28.11.2013 N 2811. Доводы жалобы, что согласно постановлению мэрии города Ярославля от 15 октября 2008 года N 2865, которым утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2009 - 2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля"( сроки реализации программы - 2009 -2011 гг.), указанный дом включен в перечень домов, подлежащих расселению в рамках этой программы, также подлежат отклонению по вышеуказанным основаниям. Кроме того судебная коллегия принимает во внимание, что собственником жилых помещений в указанном доме истец стал только 15 марта 2013 года на основании договора купли-продажи, то есть после окончания срока реализации данной программы. При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку они в целом повторяют позицию истца в суде первой инстанции, которой судом дана правильная правовая оценка, иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, жалоба не содержит. Юридически значимые обстоятельства определены и установлены судом правильно, нормы материального и процессуального права судом истолкованы и применены верно, нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено. Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Ярославля от 9 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белякова Сергея Михайловича на указанное решение - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.