Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Степина А. Б., Хасановой М. М.
при секретаре Халдузовой С. Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области на решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 марта 2017 года по делу по административному иску Дружикиной Галины Михайловны к Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
установила:
Дружикина Е. М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что она до 20 ноября 2007 года являлась индивидуальным предпринимателем и владельцем транспортных средств: автомобиль марки "данные изъяты" "данные изъяты" 1996 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиль марки "данные изъяты" "данные изъяты" 1999 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиль марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 2000 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиль марки "данные изъяты"", 2004 года выпуска, г/н "данные изъяты". Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2007 года индивидуальный предприниматель Дружикина Г. М. была признана банкротом. Указанные транспортные средства на основании решения Арбитражного суда от 13 ноября 2007 года были переданы по акту приема-передачи от 20 ноября 2007 года конкурсному управляющему для включения в конкурсную массу для погашения долгов перед кредиторами. 30 января 2009 года и 2 февраля 2009 года данные автомобили были проданы по договорам купли-продажи физическим лицам. Суммы от реализации автомобилей направлены на погашение расходов на проведение конкурсного производства. В связи с тем, что с 20 ноября 2007 года автотранспортные средства выбыли из владения и собственности истца, она не имела возможности производить в отношении с ними какие - либо юридические значимые действия. 21 апреля 2009 года процедура банкротства в отношении ИП Дружикиной Г. М. была завершена. В декабре 2009 года и в апреле 2010 года истец обращалась в МИФНС N 6 по Астраханской области с заявлением о прекращении взыскания с нее транспортного налога на автомобили, которые были реализованы в ходе процедур банкротства как имущество должника. Однако ей было отказано, поскольку в случае прекращения права собственности на транспортные средства она должна снять их с учета в ГАИ, в связи с чем налоговый орган продолжает учитывать Дружикину Г. М. как налогоплательщика транспортного налога и начислять ей налоги и пени с 2008 года. Считает действия налогового органа необоснованными, незаконными, нарушающими ее права и законные интересы. Дружикина Г. М. просит обязать МИФНС N6 по Астраханской области списать начисленный транспортный налог и пени на автомобили: марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 1996 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки " "данные изъяты" "данные изъяты" 1999 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 2000 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки " "данные изъяты"", 2004 года выпуска, г/н "данные изъяты", обязать налоговый орган внести изменения в учетные данные налогоплательщика сведения об отсутствии у нее задолженности по транспортному налогу. Впоследствии административный истец уточнил исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просила освободить ее от уплаты транспортного налога и пени на автомобили: марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 1996 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки "данные изъяты" ", 1999 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки " "данные изъяты" "данные изъяты"", 2000 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки " "данные изъяты"", 2004 года выпуска, г/н "данные изъяты", указанных в требовании от 11 октября 2016 года и информации от 11 октября 2016 года.
В судебном заседании представитель Дружикиной Г. М. - Монаков Д. В. доводы административного искового заявления поддержал. Представитель МИФНС N 6 по Астраханской области - Мулдашева Э. М. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 16 марта 2017 года суд возложил обязанность на МИФНС N6 по Астраханской области освободить Дружикину Галину Михайловну от уплаты транспортного налога за период 2008 - 2015 годы по объектам движимого имущества: автомобиль марки "данные изъяты" ", 1996 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиль марки "данные изъяты" ", 1999 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиль марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 2000 года выпуска, г/н "данные изъяты" автомобиль марки " "данные изъяты", 2004 года выпуска, г/н "данные изъяты", суд обязал МИФНС N 6 по Астраханской области внести в учетные данные налогоплательщика Дружикиной Галины Михайловны сведения об отсутствии задолженности по транспортному налогу и пени за период 2008 - 2015 годы по указанным объектам движимого имущества.
В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда согласно представленных копий - квитанций нельзя сделать вывод о том, что транспортные средства были сняты с регистрационного учета в органах ГИБДД, суд не учел, что Дружикина Г. М. признана банкротом как индивидуальный предприниматель, а транспортный налог ей начислен как физическому лицу, суд в решении не делает ссылки ни на один нормативный акт, обязывающий налоговый орган освободить от уплаты транспортного налога и внести изменения в учетные данные.
Заслушав представителя МИФНС N 6 по Астраханской области - Курмамбаеву Е. А., поддержавшую доводы жалобы, Дружикину Г. М., возражавшую относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
По смыслу статей 357, 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица - организации или физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено самой статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент в случае неисполнения обязанности по уплате налогов и сборов выплачивает пени.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены 2 статьи 2 Закона Астраханской области от 22 ноября 2002 года N 49/2002-03 " О транспортном налоге " .
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из дела видно, что Дружикина Г. М. до 20 ноября 2007 года являлась индивидуальным предпринимателем и собственником транспортных средств: автомобиля марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 1996 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиля марки " "данные изъяты" ", 1999 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиля марки " "данные изъяты" "данные изъяты"", 2000 года выпуска, г/н "данные изъяты"; автомобиля марки " "данные изъяты"", 2004 года выпуска, г/н "данные изъяты"
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2007 года индивидуальный предприниматель Дружинина Г. М. была признана банкротом.
Указанные транспортные средства в рамках процедуры банкротства были переданы истцом по акту приема-передачи от 20 ноября 2007 года конкурсному управляющему для включения в конкурсную массу для погашения долгов перед кредиторами.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 21 апреля 2009 года конкурсное производство в отношении индивидуального предпринимателя Дружининой Галины Михайловны завершено.
В ответе на письмо Дружикиной Г. М., 11 октября 2016 года Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области ей сообщает, что за ней числиться задолженность по транспортному налогу с учетом пени в сумме 131823 рубля 38 копеек.
Удовлетворяя административные исковые требования, районный суд исходил из того, что Дружинина Г. М. неоднократно обращалась в ИФНС по Советскому району г. Астрахани с вопросом об освобождении от уплаты транспортного налога, также неоднократно обращалась в регистрирующий орган - МРО ГИБДД УМВД по АО об исключении из реестра в качестве владельца указанных транспортных средств, Дружикиной Г. М. предпринимались все возможные меры для снятия транспортных средств с учета и освобождения ее от транспортного налога, транспортные средства фактически выбыли из владения истца в ноябре 2007 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами районного суда по следующим основаниям.
Ссылка районного суда статью 212 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве) ", несостоятельна, так как данная норма утратила силу с 1 октября 2015 года.
Неуместна ссылка суда на пункт 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 51 " О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей ", так как транспортные средства были зарегистрированы за Дружикиной Г. М., как за физическим лицом, доказательств того, что автомобили использовались для осуществления предпринимательской деятельности, Дружикиной Г. М. не представлено.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Астраханской области от 22 ноября 2002 года N 49/2002-03 " О транспортном налоге " .
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года " О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации " установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
Данные о снятии транспортных средств: марки " "данные изъяты" "данные изъяты"", 1996 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки " "данные изъяты" ", 1999 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки "данные изъяты" "данные изъяты"", 2000 года выпуска, г/н "данные изъяты"; марки "данные изъяты"", 2004 года выпуска, г/н "данные изъяты", с регистрационного учета в налоговой инспекции отсутствовали, Дружикиной Г. М. соответствующие доказательства не представлены.
Факт совершения налогоплательщиком сделки по отчуждению транспортного средства, в отсутствие данных о снятии с регистрационного учета транспортного средства и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Советского районного суда г. Астрахани от 16 марта 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Дружикиной Галины Михайловны к Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 марта 2017 года - отменить. Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Дружикиной Галины Михайловны к Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области о возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без удовлетворения .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.