Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Сивохина Д.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Евдокимова Д.В. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 3 апреля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований административного иска Евдокимова Д.В. к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об оспаривании решений - распоряжений об утверждении градостроительных планов, обязании утвердить распоряжениями новые градостроительные планы - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Евдокимова Д.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, представителя ООО "АВК" - Шилко О.А., представителя администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Котельникова Д.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Евдокимов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об оспаривании распоряжений об утверждении градостроительных планов
В обоснование заявленных требований указал, что распоряжениями главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 1 декабря 2016 года N8522 и N8529, а также от 13 декабря 2016 года NN 8818, 8815, 8816, 8817, 8822 утверждены градостроительные планы принадлежащих истцу земельных участков с кадастровыми номерами N N, N, N, N, N, N. Данными распоряжениями ограничена возможность свободной застройки земельных участков полностью или в части в связи с тем, что в градостроительных планах установлена охранная зона трубопровода за пределами границ охранных зон, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Ссылаясь на то, что названными распоряжениями нарушаются его права как собственника земельных участков, незаконно возлагается обязанность по согласованию строительства жилых домов с владельцем трубопровода, административный истец просил признать указанные выше распоряжения об утверждении градостроительных планов и сами градостроительные планы незаконными и обязать администрацию муниципального района Ставропольский подготовить и утвердить новые градостроительные планы в полном соответствии с установленными на кадастровом плане территории границами зоны с особыми условиями использования территории - охранной зоны трубопровода ЗОУИТ N63.09.2.67.
Судом постановленовышеуказанное решение (л.д. 172-176).
В апелляционной жалобе Евдокимов Д.В. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права (л.д. 178-179).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, несоответствующим обстоятельствам административного дела, что в силу пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ влечет отмену решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.
По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В ч. ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В ч. 17 ст. 46 ГрК РФ установлено, что в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных ч. ч. 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Часть 11 статьи 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8822 от 13.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 897,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.6-7).
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8817 от 13.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 800,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.8-9).
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8816 от 13.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 800,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.10-11).
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8818 от 13.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 800,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.12-13).
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8815 от 13.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 602,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.14-15).
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8529 от 01.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 956,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.16-17).
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области N8522 от 01.12.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, имеющего кадастровый N, площадью 2259,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.18-19).
Собственником указанных земельных участков является Евдокимов Д.В.
Земельные участки расположены в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами "Ж1" Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области N30 от 30.12.2013.
Графическая часть градостроительных планов отражает зону допустимого размещения зданий, строений и сооружений, охранную зону ЛЭП, охранную зону коллектора.
Согласно градостроительным планам в охранную зону коллектора входит площадь земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N N N и часть площади земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Из материалов дела также следует, что проходящий под земельными участками истца коллектор дождевых и поверхностных сточных вод представляет напорный трубопровод протяженностью 24 420 м (линейный объект), который возведен в 1971 году ОАО "АВТОВАЗ", является объектом жизнеобеспечения населения Автозаводского района г.о.Тольятти, право собственности на него с 2012 года принадлежит ООО "АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что площадь охранной зоны коллектора в градостроительных планах определена верно, в соответствии с нормами отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов, утвержденными Госстроем СССР 28 декабря 1973 года (СН456-73).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда поскольку, данные нормы СН456-73 в настоящее время являются действующими и подлежат применению.
Указанными нормами определено, что ширина и длина полос земель, необходимых для капитального ремонта магистральных водоводов и канализационных коллекторов, определяются проектом, утвержденным в установленном порядке, при этом ширина указанных полос не должна превышать ширины, предусмотренной таблицей для водоводов и канализационных коллекторов соответствующих диаметров и глубин заложения (п.2 примечания).
В отсутствие утвержденного проекта, устанавливающего ширину полос земель, необходимых для капитального ремонта магистральных водоводов и канализационных коллекторов, определение такой ширины в соответствии с нормами отвода СН456-73, является обоснованным.
Доводы административного истца о необходимости применении Свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (42.13330.2011) правильно не приняты судом во внимание, поскольку он распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке.
Также судом обоснованно не приняты во внимание доводы истца о том, что охранная зона трубопровода ЗОУИТ N63.09.2.67 установлена и зарегистрирована органами кадастрового учета на основании Решения Думы г.о.Тольятти N1059 от 14.12.2008, поскольку данным Решением утверждены Правила землепользования и застройки г.о.Тольятти, которые распространяют свое действие на территорию г.о.Тольятти, тогда как рассматриваемые земельные участки расположены в с.п. Приморский Ставропольского района Самарской области.
Вместе с тем, судом оставлено без внимания, что подлежащие применению строительные нормы СН456-73 устанавливают ширину полос земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов в зависимости не только от диаметра водовода или коллектора, но и категории земель, на которых они расположены.
Из материалов дела и пояснений административного ответчика следует, что охранная зона коллектора определена в размере 76 метров (36 метров от оси в обе стороны).
Данная норма установлена для земель сельскохозяйственного назначения и других земель, где должно производиться снятие и восстановление плодородного слоя.
Между тем, земельные участки, в отношении которых утверждены оспариваемее градостроительные планы, по категории земель относятся к землям поселений.
Ширина отвода земель для магистральных подземных водоводов и канализационных коллекторов на землях несельскохозяйственного назначения для одного водовода или коллектора согласно таблице строительных норм СН456-73 составляет 62 метра.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что имеют основания для признания оспариваемых распоряжений администрации муниципального района Ставропольский об утверждении градостроительных планов земельных участков незаконными, поскольку установленная в градостроительных планах охранная зона коллектора не соответствует требованиям подлежащего применению нормативного правового акта.
В части отказа в признании незаконными самих градостроительных планов решение является правильным и отмене не подлежит.
В связи с изложенным решение суда в части отказа в признании незаконными распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 1 декабря 2016 года N8522, N8529, от 13 декабря 2016 года NN 8818, 8815, 8816, 8817, 8822 об утверждении градостроительных планов земельных участков нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В целях восстановления нарушенных прав истца, в соответствии с требованиями ст.227 КАС РФ, на административного ответчика надлежит возложить обязанность возобновить рассмотрение заявления Евдокимова Д.В. о выдаче градостроительных планов земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 3 апреля 2017 года в части отказа в удовлетворении требований Евдокимова Д.В. о признании незаконными распоряжений администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 1 декабря 2016 года N8522 и N8529, от 13 декабря 2016 года NN 8818, 8815, 8816, 8817 и 8822 об утверждении градостроительных планов земельных участков и восстановлении нарушенного права Евдокимова Д.В. отменить, постановить по делу в этой части новый судебный акт, которым требования Евдокимова Д.В. удовлетворить.
Признать незаконными распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 1 декабря 2016 года N8522 и N8529, от 13 декабря 2016 года NN 8818, 8815, 8816, 8817 и 8822 об утверждении градостроительных планов земельных участков.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Евдокимова Д.В. о выдаче градостроительных планов земельных участков.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.