Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре - Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Габдуллина И.М. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Советского районного суда г. Самара от 03 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Габдуллина И.М. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений "адрес" о признании решения незаконным - удовлетворить частично.
Признать решение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", категория земель - Земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., изложенное в письме от 11.11.2016г. N3285 незаконным.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области немедленно после вступления решения суда в силу обеспечить, в установленном нормативными правовыми актами порядке, опубликование извещения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - Земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., и разместить указанное извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В удовлетворении требования о взыскании с Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу Габдуллина И.М. госпошлины в сумме 300 руб. - отказать.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Габдуллина И.М. - Габдуллиной Ю.Р. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габдуллин И.М. обратился в Советский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о признании незаконными решения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м, в собственность за плату, изложенного в письме N3285 от 11.11.2016, возложении на уполномоченный орган обязанности немедленно после вступления решения суда в законную силу обеспечить в установленном нормативными правовыми актами порядке опубликование извещения о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, и разместить указанное извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", взыскании с Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу Габдуллина И.М. оплаченную при подаче иска госпошлину.
Ссылался на необоснованность отказа выданного по мотиву того, что испрашиваемый им земельный участок находится на территории, которая в соответствии с Проектом детальной планировки Западного района г.Димитровграда, утвержденного распоряжением Главы г.Димитровграда N204 от 05.05.1988, предусмотрена - под строительство общеобразовательной школы, поскольку согласно выписке из ЕГРП земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласилось Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Габдуллина И.М. - Габдуллина Ю.Р. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Габдуллин И.М., представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - па орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 15.09.2016 Габдуллин И.М. на основании ч.2 ст. 39.1, п. 10 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ обратился в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м, в собственность за плату.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, па котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п. 10 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.39.18 настоящего кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение па официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Письмом N3285 от 11.11.2016 Габдуллину И.М. отказано в предоставлении земельного участка за плату, со ссылками на то, что по информации администрации г.Димитровграда Ульяновкой области от 27.10.2016 N 01-22/1826-СЭД испрашиваемый земельный участок находится на территории, которая в соответствии с Проектом детальной планировки Западного района г.Димитровграда, утвержденного распоряжением Главы г.Димитровграда N204 от 05.05.1988, предусмотрена - под строительство общеобразовательной школы.
Вместе с тем, согласно пп. 1,2,3 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии частью 17 статьи 39.15. Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания для отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема земельного участка, решение об отказе в предварительном предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако таких оснований в оспариваемом отказе не содержится, в связи с чем оспариваемый отказ является немотивированным, в связи с чем его нельзя признать обоснованным.
Согласно Генеральному плану г.Димитровграда, утвержденному решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области первого созыва от 28.07.2010 N34/459, в редакции от 29.09.2016 N50/595 земельный участок по "адрес" отнесен к жилой зоне.
При этом ссылки административного ответчика на Проект детальной планировки Западного района г.Димитровграда, утвержденного распоряжением Главы г.Димитровграда от 05.05.1988 N204, правомерно оставлены судом первой инстанции без внимания, поскольку решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области первого созыва от 28.07.2010 N34/459 утвержден новый Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области.
В соответствии с данными Публичной кадастровой карты в настоящее время в пределах микрорайона, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, сформирован и поставлен на кадастровый учет самостоятельный земельный участок по адресу: "адрес", с кадастровым номером N для объектов учреждений детского дошкольного воспитания.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м, в собственность за плату, не основан на законе, и обоснованно признал решение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области изложенное в письме от 11.11.2016 N3285 незаконным, ввиду чего решение суда в указанной части является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Ссылки административного ответчика на приложенное к апелляционной жалобе письмо администрации г.Димитровграда Ульяновской области N01-22/919-СЭД согласно которому, земельный участок юго-западнее земельного участка по ул.Суворова, площадью 13580 кв.м, в соответствии с Постановлением администрации г.Димитровграда от 20.04.2015 N1171 "О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд" проходит процедуру формирования для объектов систем электро-, газо-, тепло-, централизованных систем горячего водоснабжения и водоотведения муниципального значения, с последующим строительством на данной территории общеобразовательной школы, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное письмо выдано Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области 04.04.2017, то есть после вынесения судом первой инстанции решения. Учитывая, что данный документ не представлялся суду первой инстанции и не являлся предметом судебного исследования при разрешении спора, обстоятельства изложенные в указанном письме правового значения не имеют.
Согласно части 2 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Убедительных объективных доказательств фактического и правового характера непредставления рассматриваемого документа в суд первой инстанции ответчиком не представлено.
Вместе с тем, возлагая на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность немедленно после вступления решения суда в силу обеспечить в установленном нормативными правовыми актами порядке опубликование извещения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", категория земель - Земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., и разместить указанное извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд без достаточных на то оснований разрешилвопрос, отнесенный к полномочиям органа местного самоуправления, ввиду чего решение суда в этой части подлежит отмене.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, судебная коллегия, в целях восстановления прав Габдуллина И.М. полагает возможным возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность возобновить рассмотрение заявления Габдуллина И.М. о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м, в собственность за плату от 15.09.2016.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самара от 03 апреля 2017 года отменить в части возложения на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанности немедленно после вступления решения суда в силу обеспечить в установленном нормативными правовыми актами порядке опубликование извещения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", категория земель - Земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., и разместить указанное извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", принять в данной части новое решение, которым обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области возобновить рассмотрение заявления Габдуллина И.М. о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м, в собственность за плату от 15.09.2016.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Копия верна. Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.