Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Пошурковой Е.В.
Судей
Овчинниковой Л.Д., Вологдиной Т.И.,
При секретаре
Сергеевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2017 года гражданское дело N 2-218/17 по апелляционной жалобе Школиной Л. А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2017 года по иску Школиной Л. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет пенсии по старости,
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения Школиной Л.А., представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт- Петербурга - Шутиковой А.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Школина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга, в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости, применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,7.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является получателем досрочной страховой пенсии по старости. В 2016 году, посчитав свой размер пенсии, исчисленный ответчиком, существенно заниженным, она обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила произвести перерасчет пенсии с учетом положенного ей северного коэффициента в 1,7. В удовлетворении указанного требования ей было отказано, в связи с чем истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Как установлено Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029), к районам крайнего севера был отнесен город Воркута.
В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N25-23/5995, районный коэффициент к заработной плате, установленный в г. Воркута составляет 1.6.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Школина Л.А. является получателем досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее Закон от 28.12.2013) с 07.12.2015 (за работу в районах Крайнего севера со снижением пенсионного возраста). Согласно штампу о регистрации по месту жительства, стоящему в паспорте истца, по состоянию на 1 января 2002 года она была зарегистрирована и, соответственно, проживала, в городе Воркута.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических материалов дела, достоверно установил, что произведенные ответчиком расчеты страховой части пенсии являются обоснованными, на основании чего пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, по существу сводящиеся к тому, что согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истцу должна быть назначена пенсия с повышающим коэффициентом 1,7, так как она работала в районах Крайнего Севера, основан на неверном толковании норм права.
Положениями указанной статьи прямо предусмотрено, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в определенных данной статьей коэффициентах.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что указанные коэффициенты, по своей сути, являются не повышающими (как предполагает истец и на чем основаны ее исковые требования), а понижающими, и устанавливаются для того, чтобы страховая часть пенсии лиц, имеющих заработную плату, превышающую среднюю по стране более чем в 1,7 раза при условии, что они проживали в областях с районным коэффициентом заработной платы в размере от 1,5 до 1,8, не превышала установленные законом нормы.
Таким образом, указанный коэффициент 1,7 мог быть применен в том случае, если бы соотношение среднего заработка истца к среднему заработку по стране, учитывая ее проживание в городе Воркута, где установлен районный коэффициент заработной платы в 1,6, превышало 1,7. При этом, учитывая, что соотношение заработной платы истца к средней заработной плате по стране составило 1,131, то есть менее 1,7, то оснований для применения указанного понижающего коэффициента не имелось.
Исходя из вышесказанного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Школиной Л. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.