Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В. и Моисеевой Н.Н.
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Салеева Р.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Включить в специальный трудовой стаж лечебной деятельности Салеева Р.А. периоды нахождения в командировках с 12 сентября 2000 года по 12 октября 2000 года, с 22 января 2001 года по 26 января 2001 года, с 22 апреля 2002 года по 27 апреля 2002 года, с 26 июля 2002 года по 27 июля 2002 года в должности главного врача, врача-стоматолога-ортопеда МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 5".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Салеева Р.А. и его представителя Иксанова Р.М., в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салеев Р.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе города Казани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
В обоснование требований указал, что 23 июня 2015 года он подал ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от 13 октября 2015 года в назначении досрочной пенсии ему отказано. Мотивом отказа явилось отсутствие специального стажа продолжительностью в 30 лет.
В специальный стаж не включены периоды:
работы с 12 апреля 2005 года по 31 мая 2008 года в ОАО "Стоматологическая поликлиника N 5" в должности генерального директора и врача-стоматолога-терапевта;
работы с 1 июня 2008 года по 13 января 2017 года в ООО "Стоматологическая поликлиника N 5" в должности генерального директора и врача-стоматолога-терапевта;
нахождения в командировках с 12 сентября 2000 года по 12 октября 2000 года, с 22 января 2001 года по 26 января 2001 года, с 22 апреля 2002 года по 27 апреля 2002 года, с 26 июля 2002 года по 27 июля 2002 года в должности главного врача, врача-стоматолога-ортопеда;
работы с 1 марта 1985 года по 24 июня 1985 года в в должности санитара 0,5 ставки в РКПБ им. Бехтерева.
С данным решением истец не согласен. Полагает, что спорные периоды необоснованно не зачтены в льготный стаж, поскольку в это время он занимался именно лечебной деятельностью.
Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды и назначить ему досрочную страховую пенсию с мая 2016 года.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве иск не признал.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и вынесении нового решения об удовлетворении иска в полном объёме. При этом апеллянт указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, поскольку в спорные периоды он осуществлял медицинскую деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель истца пояснил, что коммерческая организация, где работал Салеев Р.А., была создана на базе муниципального учреждения, и работа в нём даёт истцу право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что Салеев Р.А. 23 июня 2015 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью.
Решением ответчика за ... от 13 октября 2015 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа продолжительностью 30 лет.
В специальный стаж, помимо не оспариваемых, не включены периоды:
работы с 12 апреля 2005 года по 31 мая 2008 года в ОАО "Стоматологическая поликлиника N 5" в должности генерального директора и врача-стоматолога-терапевта;
работы с 1 июня 2008 года по 13 января 2017 года в ООО "Стоматологическая поликлиника N 5" в должности генерального директора и врача-стоматолога-терапевта;
нахождения в командировках с 12 сентября 2000 года по 12 октября 2000 года, с 22 января 2001 года по 26 января 2001 года, с 22 апреля 2002 года по 27 апреля 2002 года, с 26 июля 2002 года по 27 июля 2002 года в должности главного врача, врача-стоматолога-ортопеда;
работы с 1 марта 1985 года по 24 июня 1985 года в в должности санитара 0.5 ставки в РКПБ им. Бехтерева.
В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 22 года 1 месяц 16 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца в части включения в специальный стаж периода нахождения в командировках с 12 сентября 2000 года по 12 октября 2000 года, с 22 января 2001 года по 26 января 2001 года, с 22 апреля 2002 года по 27 апреля 2002 года, с 26 июля 2002 года по 27 июля 2002 года суд первой инстанции исходил из того, что нахождение Салеева Р.А. в командировках приходилось на время его работы в должности главного врача - врача-стоматолога-ортопеда с 22 марта 1994 года по 11 апреля 2005 года. Указанный период работы истца, за исключением времени нахождения в командировках, зачтён ответчиком в специальный стаж.
Понятие служебной командировки раскрывается в статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Учитывая, что в период командировок за Салеевым Р.А. сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, с которой производились необходимые отчисления в пенсионный фонд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении ее в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Решение в этой части сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в льготный стаж истца периода работы с 1 марта 1985 года по 24 июня 1985 года в должности санитара на 0,5 ставки в Республиканской клинической психиатрической больнице имени Бехтерева и периодов работы с 12 апреля 2005 года по 31 мая 2008 года в ОАО "Стоматологическая поликлиника N 5" в должности генерального директора и врача-стоматолога-терапевта и работы с 1 июня 2008 года по 13 января 2017 года в ООО "Стоматологическая поликлиника N 5" в должности генерального директора и врача-стоматолога-терапевта.
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года за N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим в спорный период должность санитара не была включена в перечень должностей, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью.
Письмом Министерства труда и занятости населения Российской Федерации за N 1910-РБ от 28 сентября 1992 года разъяснено, что младшему медицинскому персоналу психиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинский учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку N 2 утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года.
В соответствии с разделом XXXIV указанного списка, пункт "в" позиция 226000в, к работе с тяжелыми условиями труда относится работа в должности младшего и среднего медицинского персонала в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка, связанная с непосредственным обслуживанием больных.
Таким образом, работа истца в должности санитара не может быть отнесена к лечебной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за N 781, утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Должность генерального директора указанными списками не предусмотрена.
В разделе "Наименование должности" данного списка указаны "Врачи специалисты всех наименований", при этом в пунктах 1,9 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "Больницы всех видов", "Поликлиники всех наименований".
Отказывая в удовлетворении исковых требований в этой части суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что открытое акционерное общество (далее ОАО) "Стоматологическая поликлиника N 5" и общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Стоматологическая поликлиника N 5" учреждениями не являются.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что ОАО "Стоматологическая поликлиника N 5", в последующем реорганизованное в ООО "Стоматологическая поликлиника N 5" создано на базе муниципального учреждения здравоохранения основанием для отмены решения суда являться не может.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из материалов дела видно, что муниципальное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 5" было ликвидировано. ОАО "Стоматологическая поликлиника N 5", в последующем реорганизованное в ООО "Стоматологическая поликлиника N 5 является вновь созданным коммерческим юридическим лицом, целью которого является извлечение прибыли и не является правопреемником муниципального учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 5".
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие юридические лица не могут быть отнесены к учреждениям.
Участие ОАО "Стоматологическая поликлиника N 5" в реализации программы "Государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан" правового значения для разрешения возникшего спора не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Салеева Р.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.