Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Колесниковой О.Г.
судей Кокшарова Е.В.
Лузянина В.Н.
при секретаре Черновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Беловой Ф.А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району, Министерству социальной политики по Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр" о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на погребение реабилитированного лица незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району на решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 06.04.2017.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения прокурора Смольникова Е.В., представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району Ларионовой И.А. (доверенность от ( / / ) сроком действия по ( / / )), судебная коллегия
установила:
прокурор Байкаловского района Свердловской области, действуя в интересах Беловой Ф.А., обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на погребение реабилитированного лица незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица. В обоснование заявленных требований указывал на то обстоятельство, что прокуратурой Байкаловского района проведена проверка по обращению Беловой Ф.А., в связи с отказом Управлением социальной политики по Байкаловскому району в выплате компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица.
Белова Ф.А. ( / / ) обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району с заявлением о возмещении расходов на погребение отца, включая расходы на приобретение и установку надгробного знака, стоимостью 6180 руб.
( / / ) по заявлению принято решение о выплате заявителю компенсации в размере 22911 руб. 13 коп. Однако в дальнейшем Белова Ф.А. заявление отозвала, отказавшись от получения компенсации расходов в указанной сумме.
( / / ) Белова Ф.А. вновь обратилась к ответчику за денежной компенсацией понесенных расходов по оплате услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставив квитанцию об оплате постоянного надгробного знака в размере 83200 руб., но ей было отказано, так как расходы по установке памятника были произведены после погребения, а также по тому основанию, что компенсация расходов на установку памятника реабилитированному лицу законодательством не предусмотрена.
Прокурор, настаивая на удовлетворении заявленных требований, полагал, что решение об отказе Беловой Ф.А. в выплате компенсации расходов на погребение отца в сумме 83200 руб. незаконно и противоречит действующему законодательству.
Решением Байкаловского районного суда Свердловской области от 06.04.2017 исковые требования прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Беловой Ф.А. удовлетворены частично. Решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от ( / / ), протокол N признано незаконным, и в пользу Беловой Ф.А. взыскана компенсация расходов на погребение реабилитированного лица в размере 99 931 руб. 13 коп.
Не согласившись с названным решением, Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение отменить, приняв по делу новое решение. В обоснование указывает, что Порядком рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2014 N 1178-ПП, установлен перечень ритуальных услуг, подлежащий компенсации, перечень которых является закрытым. При обращении к ответчику Белова Ф.А. предоставила квитанцию на приобретение надгробного знака на сумму 6180 руб. Решением ответчика заявление Беловой Ф.А. удовлетворено и ей была назначена компенсация по погребению реабилитированного лица, включая оплату надгробного знака, на общую сумму 22911 руб. 13 коп.
( / / ) годаБелова Ф.А. обратилась к ответчику с просьбой отозвать ранее поданное ею заявление на компенсацию по причине намерения установки другого надгробного знака, ( / / ) ответчик в отзыве заявления истцу отказал, и выплата в размере 22911 руб. 13 коп. была направлена в адрес Беловой Ф.А.,, от получения которых она отказалась. На основании изложенного Ответчик полагает, что государственную услугу он предоставил своевременно и в полном объеме.
( / / ) Белова Ф.А. повторно обратилась к ответчику за возмещением расходов по погребению на сумму 83200 руб. в счет установки надгробного знака. Ответчиком в выплате компенсации было отказано по тому основанию, что расходы, понесенные после погребения, компенсации не подлежат, поскольку не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный в ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Полагает также, что обжалуемое решение неисполнимо, ввиду особенностей бюджетного финансирования.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы. Прокурор против доводов апелляционной жалобы возражал.
Третье лицо - Белова Ф.А., представители ответчиков - Министерства социальной политики Свердловской области, Государственного казенного учреждения "Областной информационно-расчетный центр" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены (исх. от 26.05.2017 N 33-10120/2017, телефонограмма от 26.05.2017), в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что указанные лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причины неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки доводов апелляционной жалобы их обязательного участия не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признавал обязательной явку истца в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, отсутствие истца и представителя ответчика не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" в случае смерти реабилитированного лица лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации. Согласно п. 2 Постановления вышеуказанная компенсация выплачивается на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица.
Компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг:
- оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти);
- предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак);
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Как следует из п. 3 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, к заявлению о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица прилагаются: удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица, либо справка о его реабилитации; справка о смерти или свидетельство о смерти; документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица (счет-заказ на ритуальные услуги, товарный и кассовый чеки, платежные квитанции).
Пунктом 5 названного Порядка, установлены основания для отказа в назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, в том числе если: документы, представленные заявителем, не подтверждают понесенные им расходы на оплату услуг по погребению реабилитированного лица; расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом.
В соответствии с п. 7 названного Порядка, выплата компенсации расходов на оплату услуг по погребению осуществляется единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором управлением социальной политики было принято решение о назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, с учетом выплаты социального пособия на погребение.
Судом установлено, что отец Беловой Ф.А. - ( / / )2, ( / / ) года рождения, признан реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", что подтверждается справкой от ( / / ) и свидетельством, выданным ( / / ) Управлением социальной защиты населения Байкаловского района Свердловской области. ( / / )2, ( / / ) года рождения, умер ( / / ).
12.04.21016 Белова Ф.А. обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району с заявлением о возмещении расходов на погребение отца - ( / / )2 Согласно квитанции N от ( / / ) Белова Ф.А. понесла расходы по оплате гроба в размере 18 000 руб., стоимости венка 3000 руб., стоимости временного надгробного знака 6180 руб.
( / / ) Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району, на основании представленных документов, принято решение о выплате Беловой Ф.А. компенсации в размере 22911 руб. 13 коп. Однако ( / / ) Белова Ф.А. от получения компенсации расходов в указанной сумме отказалась, отозвав поданное заявление.
( / / ) Белова Ф.А. вновь обратилась к ответчику за денежной компенсацией на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица - ( / / )2, представив квитанцию N от ( / / ) об оплате за постоянный надгробный знак в сумме 83200 руб.
( / / ) в удовлетворении заявления Беловой Ф.А. было отказано, поскольку согласно п.п. 2 п. 5 Порядка документы, представленные заявителем, не подтверждают понесенные им расходы на оплату услуг по погребению реабилитированного лица. Компенсации подлежат расходы на оплату услуг непосредственно при погребении реабилитированного лица. Компенсация расходов, произведенных после погребения, в том числе по замене надгробного знака, законодательством не предусмотрена.
Суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 1.1., ст. 2.1., п. "а" ст. 3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" пришел к выводу о том, что ( / / )2 относится к категории лиц пострадавших от политических репрессий, которым в силу ч. 3 п. 2 ст. 2 Законом Свердловской области от 24.11.2004 N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" предусмотрена 100 % компенсация расходов на оплату услуг по погребению.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона к услугам по погребению относятся: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стороной ответчика не оспаривался и признается в апелляционной жалобе правовой статус реабилитированного ( / / )2
В силу положений ст. 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области", Порядка рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, право на компенсацию расходов по погребению реабилитированного лица реализуется путем подачи соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих факт несения расходов связанных с оказанием работ (услуг) по погребению реабилитированного лица, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом. Таким образом, на лице подавшим заявление о компенсации лежит обязанность по предоставлению доказательств адресности и целевого характера несения расходов на погребение реабилитированного лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу положений ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются сведения о фактах, которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В подтверждение понесенных ею расходов Белова Ф.А. представила квитанции от ( / / )N по оплате стоимости гроба в размере 18000 руб., стоимости венка в размере 3000 руб., стоимости установки надгробного знака в размере 6180 руб. В подтверждение расходов на сумму 83200 руб. Беловой Ф.А. предоставлена квитанция от ( / / )N.
Доводы истца о том, что расходы, понесенные на изготовление надгробного знака, указанного в квитанции от ( / / ), и заявленные к возмещению, являются тем надгробным знаком, который включен в предусмотренный п. 2 Порядка перечень предметов, необходимых для погребения, являются несостоятельными. Надгробный знак - это предмет, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле). Надгробный памятник, в отличие от надгробного знака, является надмогильным сооружением, одной из форм сохранения памяти об умершем.
Из материалов дела следует, что захоронение ( / / )2 осуществлено с установкой надгробного знака стоимостью 6180 руб., что прямо следует из содержания квитанции от ( / / )N (л.д. 20), и соответствует перечню предметов, необходимых для погребения. При таких обстоятельствах, повторная установка надгробного знака с оплатой 83200 руб. не может быть отнесено к числу необходимых расходов для погребения.
Удовлетворяя при изложенных обстоятельствах иск прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Беловой Ф.А., суд исходил из наличия у истца права на возмещение спорных расходов по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле реабилитированного лица, поскольку факт несения таких расходов истцом подтвержден надлежащим образом, а действующее законодательство не ставит возмещение расходов на погребение реабилитированного лица в зависимость от того, когда такие расходы были понесены.
Судебная коллегия вывод суда о правомерности заявленных требований истца полагает неправильным, основанным на неверном применении норм материального права по изложенным выше основаниям.
Согласно п. 6 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, компенсация расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица осуществляется, если заявление подано не позднее шести месяцев со дня смерти реабилитированного лица.
В силу указанных положений законодательства, реализация права на получение компенсации расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица носит заявительный характер, Лицу, взявшему на себя обязанность по погребению такого лица, осуществляется компенсация 100 % расходов на оплату только тех услуг по погребению, которые включены в гарантированный перечень услуг по погребению и только при условии, если заявление о компенсации указанных расходов подано в органы социальной защиты населения не позднее шестимесячного срока со дня смерти реабилитированного лица.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной истца, Белова Ф.А. обратилась к ответчику за денежной компенсацией на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, представив квитанцию об оплате за постоянный надгробный знак в сумме 83200 руб. ( / / ). Таким образом, на момент подачи указанного заявления со дня смерти реабилитированного лица ( / / ) прошло 08 месяцев 19 дней. Заявителем допущен пропуск установленного ч. 2 ст. 4 Областного закона шестимесячного срока на подачу заявления о выплате компенсации расходов на погребение.
С истечением установленного законом шестимесячного срока на подачу заявления о возмещении расходов на погребение реабилитированного лица истец утратила право на получение соответствующей компенсации, т.е. на момент обращения в Управление с соответствующим заявлением такое право у нее отсутствовало, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания решения ответчика от ( / / ) протокол N принятого по обращению истца от ( / / ) незаконным.
Вместе с тем, первоначальное обращение истца к ответчику с заявлением о возмещении расходов на погребение (( / / )), совершено в пределах шестимесячного срока и признано ответчиком подлежащим удовлетворению на сумму 22911 руб. 13 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу Беловой Ф.А.
При таком положении в силу пп. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права), решение суда первой инстанции в части признания решения ответчика от ( / / ) протокол N незаконным подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования. Это же решение в части взыскания с ответчика в пользу Беловой Ф.А. компенсации расходов на погребение реабилитированного лица подлежит изменению с уменьшением суммы до 22911 руб. 13 коп.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 06.04.2017, в части признания незаконным решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от ( / / ) протокол N отменить, принять в указанной части новое решение об отказе прокурору Байкаловского района Свердловской области в интересах Беловой Ф.А. в удовлетворении данного искового требования.
Решение этого же суда в части взыскания с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району в пользу Беловой Ф.А. компенсации расходов на погребение реабилитированного лица изменить, уменьшив сумму до 22911 руб. 13 коп.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Лузянин В.Н.
Кокшаров Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.