Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Малкова А.И., Султанова Р.А.,
при секретаре Ширяевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева В.М. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части ***, войсковой части *** о признании права на обеспечение жильем в собственность по избранному месту жительства, признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения, включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
по апелляционной жалобе ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 марта 2017 года,
установила:
Зайцев В.М. обратился с вышеназванным иском к ответчикам, ссылаясь в его обоснование на то, что проходил военную службу в войсковой части ***, расположенной в (адрес)(дата) уволен по истечении срока контракта с военной службы, с (дата) исключен из списков личного состава войсковой части, имея выслугу на момент увольнении *** лет. В *** году в период прохождения военной службы ему и членам семьи в составе четырех человек предоставлено служебное жилое помещение в (адрес)., иного жилья его семья до настоящего времени не имеет. В период службы *** года он обратился с рапортом на имя командира войсковой части о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в Московской области и включении в список военнослужащих на получение постоянного жилого помещения с составом семьи из 4-х человек, о результатах рассмотрения рапорта он не был извещен. Поскольку рапорт не был рассмотрен истец обратился (дата) в *** отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением учреждения от (дата) в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учете, и отсутствие статуса военнослужащего на момент обращения. С таким решением истец не согласен, полагает, что в силу основания увольнения и необходимой выслуги лет приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, а бездействием ответчиков его право было нарушено на момент обращения с рапортом в период службы в *** году.
Просил суд признать за ним и членами его семьи З. О.А., З. М.В., З, Е.В. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в собственность бесплатно; признать Зайцева В.М. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства; обязать *** отдел (г.Оренбург) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ включить его с членами семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно.
Определением суда первой инстанции от 17.11.2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика *** отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ на надлежащего ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, определениями суда от (дата) и от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть ***, третьих лиц Зайцева О.А., Зайцев М.В., Зайцева Е.В.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 марта 2017 года исковые требования Зайцева В.М. удовлетворены. Суд постановил:признать за Зайцевым В.М. право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно; признать Зайцева В.М. и членов его семьи Зайцеву О.А., Зайцева М.В., Зайцеву Е.В. нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства; обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Зайцева В.М. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции истец Зайцев В.М., представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения МО РФ, войсковых частей *** и ***, третьи лица Зайцева О.А., Зайцев М.В., Зайцева Е.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от третьих лиц и представителя войсковой части *** представлены заявления с просьбой о рассмотрении дела в апелляционном порядке в их отсутствие.
С учетом изложенного в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя истца адвоката П. Е.Н., действующего на основании ордера, представителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ К. С.М., действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Зайцев В.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с (дата) года по контракту после окончания военного училища, приказом командира войсковой части в г. *** от (дата) года уволен с военной службы с зачислением в запас по пп. "б" п.1 ст. 51 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечении срока контракта), выслуга лет в календарном исчислении составила *** лет, (дата) исключен из списков личного состава войсковой части.
Зайцев В.М. и члены его семьи - супруга Зайцева О.А., дети Зайцев М.В., *** г.р. и Зайцева Е.В., *** г.р. зарегистрированы по месту жительства и проживают в служебном жилом помещении по адресу (адрес) по договору найма с (дата)
Распоряжением главы администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский от (дата) данное жилое помещение включено в разряд служебных и находится в собственности МО ЗАТО Комаровский
Постановлением Правительства РФ от (дата) N *** ЗАТО Комаровский включено в перечень закрытых административно-территориальных образований.
(дата) Зайцев В.М. обратился в *** отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения " МО РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 4 человека.
Решением учреждения от (дата) истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с отсутствием статуса военнослужащего и документов, подтверждающих постановку на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до увольнения со службы
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец являлся военнослужащим, обеспеченным на весь период военной службы служебным жилым помещением, уволен с военной службы по истечении срока контракта при наличии выслуги *** лет, поданный до увольнения со службы Зайцевым В.М. рапорт о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства от (дата) командиром войсковой части не был рассмотрен в нарушение установленного нормативными актами порядка учета и обеспечения жильем военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, ответчиками не представлено доказательств принятия решения по поданному истцом рапорту и разрешения вопроса о предоставлении ему жилого помещения по избранному постоянному месту жительства после увольнения, что не может рассматриваться как отказ военнослужащего от имеющегося права быть обеспеченным жилым помещением.
При этом судом при разрешении спора удовлетворены требования Зайцева В.М. о признании его с членами семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства со ссылкой на то, что семья истца проживает в служебном жилом помещении.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (пункт 18 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Из приведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
При этом увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что в период прохождения военной службы Зайцев В.М. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением не обращался, решение об отказе в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения не принималось, истцом не обжаловалось бездействие войсковой части либо органа местного самоуправления в части неразрешения вопроса о предоставлении жилья по избранному месту жительства.
Представленный истцом в материалы дела рапорт на имя командира войсковой части *** от (дата) (л.д.12) с угловым штампом от (дата) войсковой части *** в заверенной с оригинала (дата) копии никоим образом не свидетельствует об обращении Зайцева В.М. в (дата) с указанным рапортом к руководству войсковой части по месту службы. Сведений о том, что в личном деле военнослужащего Зайцева В.М. имеется данный рапорт, в опросном листе военнослужащего зафиксировано его обращение в войсковую часть по вопросу предоставления жилья по избранному месту жительства, истец в суд не предоставил.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что наличие оригинала рапорта у истца является доказательством обращения с ним к командиру войсковой части в *** году, поскольку надлежащей оценки данное доказательство не получило.
В соответствии с пп. 1,26,32 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80 (действующей на момент увольнения истца с военной службы), вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и указанной Инструкцией.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений по форме согласно приложению N 4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем каких-либо достоверных доказательств того, что истец в установленном законом порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо состоит в списке военнослужащих( уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, обращался с соответствующим рапортом к командованию войсковой части, по результатам которого принято решение о постановке на учет либо отказе в такой постановке, утвержденное военным комиссаром, Зайцев В.М. суду не представил.
Вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае на ответчиков возложена обязанность представить доказательства принятия решения по поданному истцом рапорту и разрешения вопроса об обеспечении жильем истца при его увольнении основан на неправильном распределении бремени доказывания, что повлекло принятие незаконного решения.
Поскольку обращение в суд Зайцева В.М. с настоящим иском последовало в результате несогласия с решением ответчика от (дата) об отказе в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жильем по избранному месту жительства, суду следовало дать соответствующую оценку этому решению, которым жилищные права истца не были нарушены.
Утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы в *** году, не будучи признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства до увольнения, Зайцев В.М. не вправе претендовать на предоставление ему жилого помещения.
При этом, то обстоятельство, что в настоящее время истец проживает в служебном жилом помещении, а его выслуга на момент увольнения составила 20 лет, не является основанием для удовлетворения требований истца, поскольку признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется соответствующими органами в установленном законом порядке, который в данном случае истцом не был соблюден.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда постановленным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене, новым решением в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Зайцева Владимира Михайловича к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части ***, войсковой части *** о признании права на обеспечение жилым помещением в собственность по избранному месту жительства, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, отказать.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.