Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Булгаковой М.В., Донцовой Ю.И.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года по исковому заявлению Ишалбаевой Г.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о включении периода работы в общий стаж для назначения пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., судебная коллегия
установила:
Ишалбаева Г.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (далее УПФР в г. Орске), в котором указала, что с (дата) она является пенсионером по возрасту. При этом ответчиком в трудовой стаж не включен период работы с (дата) по (дата) в качестве "Должность" в "Место работы" в связи с тем, что запись об увольнении заверена подписью ответственного лица и печатью "***", в которой наименование предприятия в печати при увольнении не соответствует наименованию при приеме на работу. Согласно ответу филиала ГБУ "ГАОО" в г.Орске от (дата)N документы по личному составу "Место работы" за (дата) на хранение в филиал ГБУ "Государственный архив Оренбургской области" в г.Орске не поступали. Таким образом, представить ответчику какие - либо документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным. Факт трудовой деятельности могут подтвердить свидетели. Ишалбаева Г.Р. просила суд обязать УПФР в г. Орске включить в общий трудовой и страховой стаж период работы с (дата) по (дата) в качестве "Должность" в "Место работы" и обязать назначить пенсию с учетом данного периода с момента возникновения права, с (дата).
В судебном заседании истец Ишалбаева Г.Р. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г. Орске Гервасий С.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года исковые требования Ишалбаевой Г.Р. удовлетворены. Суд обязал УПФР в г.Орске включить в общий стаж Ишалбаевой Г.Р. период работы с (дата) по (дата) в качестве "Должность" в "Место работы" с (дата).
В апелляционной жалобе представитель УПФР в г.Орске просит решение суда в части назначения пенсии с учетом включения спорного периода с (дата) - отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Исходя из положений ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 14 предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В силу п. 11, п. п. 37 - 40 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться также на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.
Установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Указанное решение выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
Судом первой инстанции установлено, что с (дата) Ишалбаева Г.Р. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 8 от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В системе государственного пенсионного страхования Ишалбаева Г.Р. зарегистрирована с (дата).
При подсчете страхового стажа пенсионным органом не был учтен период работы в "Место работы" с (дата) по (дата), поскольку запись об увольнении заверена подписью ответственного лица и печатью "***", в которой наименование предприятия при увольнении не соответствует наименованию при приеме.
В соответствии с записями трудовой книжки на имя Ишалбаевой (Кулимбетовой) Г.Р., (дата) истец принята на работу в "Место работы""Должность"; (дата) переведена "Должность 2"; (дата) уволена по ст.31 КЗоТ РФ (собственное желание), запись заверена печатью "***" (частично не читаема).
Согласно сведениям филиала ГБУ "ГАОО" в г. Орске документы по личному составу "Место работы" за (дата) на хранение в филиал не поступали.
Из материалов дела следует, что (дата) Ишалбаева Г.Р. обратилась на имя начальника УПФР в г. Орске с заявлением о назначении пенсии по представленным документам. Одновременно в указанном заявлении Ишалбаева Г.Р. указала, что знает о порядке зачета в стаж периодов работы иной деятельности; что на период работы с (дата) по (дата) истребованы дополнительные документы; о порядке подтверждения периодов работы до и после регистрации в системе ПФР, в том числе о порядке подтверждения свидетельскими показаниями, однако обращаться со свидетелями не будет; о перерасчете пенсии с 1 числа, следующего за месяцем, в котором представлено заявление и дополнительные документы.
(дата) в адрес Ишалбаевой Г.Р. ответчиком направлено уведомление о назначении пенсии по представленным документам, без учета периода работы с (дата) по (дата) в соответствии с поданным ею заявлением от (дата).
Из показаний допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 судом установлено, что в спорный период они работали совместно с ИшалбаевойГ.Р. в "Место работы". Впоследствии предприятие было реорганизовано, Ишалбаева Г.Р. стала работать в "Место работы".
Согласно представленному истцом дубликату трудовой книжки, относительно спорного периода работы внесены следующие сведения. (дата) истец принята на работу в "Место работы""Должность". (дата) в связи с реорганизацией производства "Место работы" переименована в "Место работы". (дата) Ищалбаева Г.Р. переведена "Должность 2". (дата) уволена по ст.31 КЗоТ РФ.
Разрешая заявленный спор и принимая решение о включении спорного периода работы в общий трудовой и страховой стаж Ишалбаевой Г.Р. с момента возникновения права на пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление трудовой деятельности истца в спорный период подтверждается показаниями допрошенными в судебном заседании свидетелей, которые стороной ответчика не опровергнуты, их трудовыми книжками.
Возможность подтвердить трудовую деятельность в спорный период иными сведениями у Ишалбаевой Г.Р. отсутствет.
При этом ненадлежащее исполнение работодателем требований действующего законодательства по заполнению трудовых книжек и ведению делопроизводства не может повлечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы с (дата) по (дата) в страховой стаж для назначения пенсии.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости зачета спорного периода работы в стаж истца с (дата) - с момента возникновения права на назначение пенсии.
Исходя из положений пунктов 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (далее по тексту - Правила обращения за страховой пенсией), граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
В силу п. 23 Правил обращения за страховой пенсией решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Реализация лицом, имеющим право на назначение пенсии, своего права на получение пенсионного содержания носит заявительный характер, сам по себе факт наличия периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж, без обращения лица в установленном порядке в пенсионный орган, не влечет обязанности пенсионного органа включения указанного периода в страховой стаж.
Пенсионное законодательство предусматривает обязательное соблюдение определенной процедуры назначения гражданам страховой пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Материалы пенсионного дела содержат сведения о разъяснении истцу его права подтвердить спорный стаж работы свидетельскими показаниями.
Однако указанные дополнительные сведения в пенсионный орган не предоставлялись, в заявлении от (дата) Ишалбаева Г.Р. просила назначить пенсию по представленным документам.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для включения в общий трудовой и страховой стаж истца периода работы, не подтвержденного в установленном законом порядке.
Доказательств того, что у истца имелись объективные препятствия предоставить в пенсионный орган дополнительных сведений о работе в спорный период, в том числе показаний свидетелей, либо истцу в этом отказано, не представлено.
Поскольку в течение трех месяцев со дня получения разъяснения о необходимости подтверждения спорного стажа дополнительными сведениями, в том числе о возможности его подтверждения на основании показаний свидетелей, Ишалбаева Г.Р. указания пенсионного органа не выполнила, основания для включения периода работы с (дата) по (дата) в стаж истца с (дата) у суда отсутствовали.
Решение суда в указанной части подлежит изменению с исключением даты, с которой судом ответчику указано на включение спорного периода в стаж истца.
При этом решение суда в части включения спорного периода в стаж истца является основанием для обращения Ишалбаевой Г.Р. в УПФР г. Орска для перерасчета пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 марта 2017 года изменить, изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: Обязать Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области включить в общий стаж Ишалбаевой Г.Р. период работы с (дата) по (дата) в качестве "Должность" в "Место работы".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.