Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего: Захарова Н.И.
Судей Демидкиной Е.А. и Поддымова А.В.
При секретаре Овчинниковой В.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Липецкой области на решение Добринского районного суда Липецкой области от 12 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию Липецкой области организовать восстановление нарушенного состояния земельного участка площадью 8,8 га с географическими координатами: "данные изъяты", "данные изъяты"; "данные изъяты", "данные изъяты" в кадастровом квартале "данные изъяты", расположенном на территории администрации сельского поселения Дубовский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области (бывшая химбаза "Хворостянская") не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу принятого решения суда ".
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (Россельхознадзор) обратилось с иском к администрации Добринского муниципального района Липецкой области о возмещении вреда, причиненного почве.
В обоснование заявленных требований указали, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с географическими координатами: "данные изъяты", "данные изъяты"; "данные изъяты", "данные изъяты" в кадастровом квартале "данные изъяты", расположенном в районе с. Хворостянка Добринского района, происходит частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно без проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. С учётом уточнений истец просил обязать надлежащего ответчика возместить в полном объеме вред, причиненный почве, путем восстановления нарушенного состояния земельного участка в соответствии с разработанным проектом рекультивации не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу принятого решения суда.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО "Зерос" и администрация Липецкой области.
Представители Управления Россельхознадзора в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Добринского муниципального района Липецкой области в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители ответчиков АО "Зерос" и администрации Липецкой области в судебное заседание не явились.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе администрация Липецкой области просит отменить решение суда указывая на неправильное определение надлежащего ответчика по делу.
Выслушав объяснения представителя администрации Липецкой области по доверенности Белобородову Т.В., поддержавшую жалобу, возражения против доводов жалобы представителей истца Шурупову Е.М. и Корабельникову Т.В., представителя ООО ФОСАГРО-ЛИПЕЦК" по доверенности Фаустову Н.В., проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ ("О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
Статьёй 25 этого же закона предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по ликвидации последствий загрязнения земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
В соответствии с пунктам 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Частью 3 ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Судом установлено, что в кадастровом квартале "данные изъяты", на земельном участке сельскохозяйственного назначения с географическими координатами: "данные изъяты", "данные изъяты"; "данные изъяты", "данные изъяты", расположенном в районе с. Хворостянка Добринского района, находятся разрушенные здания - бывшие склады химбазы "Хворостянская" АО "Добринкаагропромхимия". При осмотре указанной территории Управлением Россельхознадзора по Липецкой области в разрушенном здании и рядом с ним, под открытым небом, обнаружены следы пребывания ядохимикатов с истекшим сроком годности в нарушенной упаковке, отдельными местами присутствует резкий запах, свойственный дусту (хлорорганический пестицид ДДТ - дихлордифенилтрихлорэтан). Заключением ФГБУ "Тульская МВЛ" от 2013 года подтвержден факт загрязнения плодородного слоя почвы на указанной территории.
Из ответов администрации Добринского района N 733 и 985 года следует, что земли, входящие в кадастровый квартала "данные изъяты" относятся к зоне сельскохозяйственных угодий Cx1 в составе земель сельскохозяйственного назначения, данные о правообладателе земельного участка, с географическими координатами: "данные изъяты", "данные изъяты"; "данные изъяты", "данные изъяты" отсутствуют.
Согласно ответам филиала ФГБУ "ФКР Росреестра по Липецкой области" и Управления Росреестра по Липецкой области сведения о строениях, расположенных в указанном кадастровом квартале, в ЕГРН отсутствуют, бесхозяйных объектов не зарегистрировано. Собственность на указанные земли не разграничена.
Судом также установлено, что ранее производственную деятельность на указанном земельном участке осуществляло ПО "Добринкаагропромхимия", входящее в ассоциацию "Липецксельхозхимия". Решением Комитета по управлению государственным имуществом Липецкой области N 634 от 23.11.1992 года был утвержден план приватизации ПО "Добринкаагропромхимия" в том числе и " Хворостянск ой" химбаз ы .
Решением Комитета по управлению госимуществом Липецкой области N 103 от 12.02.1993 года был утвержден Устав ОАО "Добринкаагропромхимия", учреждено указанное общество, за которым закреплено право пользования земельным участком 9,81 га, занимаемым ПО "Добринкаагропромхимия", ликвидировано государственное ПО "Добринкаагропромхимия". Стоимость объектов Хворостянской химбазы, в соответствии с планом приватизации, вошла в уставный капитал акционерного общества.
Таким образом, право собственности на склады ядохимикатов "Хворостянской" химбазы перешло к ОАО "Добринкаагропромхимия".
04.11.2002 года между ОАО "Добринкаагропромхимия" и ООО "Добринкаагропромхимия" был заключен договор купли-продажи имущества, в который склад ядохимикатов Хворостянской химбазы не включен.
30.10.2003 года ОАО "Добринкаагропромхимия" было ликвидировано на основании решения суда.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что собственник разрушенных складов ядохимикатов бывшей Хворостянской химбазы отсутствует, соответственно отсутствует и лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель.
Установив, что лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель, отсутствует, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по восстановлению нарушенного состояния земельного участка на администрацию Липецкой области. С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся: исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству Российской Федерации и контроль за его исполнением; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 данного Закона).
В свою очередь, отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 13 названного Закона, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", осуществляется самостоятельное правовое регулирование по вопросам как определения понятий данных веществ, так и наделения полномочиями соответствующих уполномоченных органов.
Материалами дела подтверждается, администрация Добринского района Липецкой области в установленном порядке не наделена отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, что предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", доказательств обратного администрацией Липецкой области не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции положения Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяют возложить обязанность по рекультивации земель в связи с негативным воздействием агрохимикатов на орган местного самоуправления.
Кроме того, постановлением администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 г. N524 утверждена государственная программа Липецкой области "охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов липецкой области". В подпрограмме 2 в качестве одной из основных проб экологической безопасности отмечено наличие объектов с экологическим ущербов прошлой хозяйственной деятельности (места захоронения пестицидов и агрохимикатов). Задачами подпрограммы являются защита окружающей среды и населения неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления; создание условий для развития деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов на территории Липецкой области.
Реализация данной целевой программы относится к полномочиям администрации Липецкой области.
Доказательств того, что администрации Добринского муниципального района Липецкой области выделялись субсидии на рекультивацию земель от негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов, материалы дела не содержат.
Более того, администрация Добринского муниципального района ранее обращалась в администрацию области с просьбой о выделении таких субсидий, однако в этом было отказано в связи с несоблюдением порядка обращения.
При таких обстоятельствах именно администрация Липецкой области является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что лицом, деятельность которого привела к ухудшению качества земель, является ООО "ФосАгро-Липецк" - правопреемник ассоциации "Липецксельхозхимия", поставлявшей ядохимикаты на Хворостянскую химбазу, является несостоятельным.
Из имеющихся доказательств следует, что ассоциации "Липецксельхозхимия" ОАО "Добринкаагропромхимия" с 1993 года являются разными юридическими лицами. Хворостянскую химбазу использовало именно ОАО "Добринкаагропромхимия" в виду чего оснований для возложения каких-либо обязанностей в отношении данной химбазы на ООО "ФосАгро-Липецк" оснований не имеется. Статьей 3 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" установлено, что пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения.
Опрошенные в суде апелляционной инстанции свидетели подтвердили доводы представителя ООО "ФосАгро-Липецк" об отсутствии правоприемства, и доказательств ведения названным юридическим лицом хозяйственной деятельности на территории с. Хворостянка, поскольку не являлось ни получателем ядохикатов, ни поставщиком и хранителем, а осуществляло лишь координирующие действия. Из положения представленных Уставов следует, что " ПО "Добринкаагропромхимия" являлось самостоятельным юридическим лицом, после приватизации в 1992 году осуществляло свою деятельность самостоятельно, а ассоциация оказывала услуги по заключению договоров и прямых поставок, но хозяйственную деятельность не вела, Из чего следует, что причинитель вреда прекратил свою деятельность, а правопреемник отсутствует.
Не состоятелен и довод жалобы о преюдициальном значении постановления судьи Добринского районного суда Липецкой области от 5 марта 2013 года о привлечении администрации Добринского муниципального района Липецкой области к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, поскольку данным постановлением не решался вопрос о лице, обязанном производить восстановление нарушенного состояния земельного участка.
Ввиду изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к переоценке доказательств по делу и отмене либо изменению судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Добринского районного суда Липецкой области от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий-подпись
Судьи -подписи
Верно:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.