Шурышкарского районного суда от 28 декабря 2016 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - АО "Ямалкоммунэнерго",
установил:
постановлениями государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу N 373, N374, N375, N377 от 15 сентября 2016 года юридическое лицо - АО "Ямалкоммунэнерго", подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей за каждое административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.14 КоАП РФ.
Решением Шурышкарского районного суда от 28 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2017 года, четыре постановления должностного лица объединены в одно производство, назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу указанные судебные решения представитель юридического лица просит их отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что сроки направления водопользователями схемы водопотребления и водоотведения законодательством не регламентированы, на юридическое лицо не возложена обязанность согласования таких схем, и в этой связи привлечение Общества к административной ответственности необоснованно.
Заявитель приводит доводы о нарушении правил подведомственности и нарушении прав юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении; полагает, что совершенное юридическим лицом правонарушение является малозначительным.
Изучив состоявшиеся по делу судебные решения, представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет административную ответственность.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу статьи 68 названного Кодекса лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Пунктом 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 8 июля 2009 года N205, предусмотрено, что для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Из материалов дела следует, что при проведении Управлением Росприроднадзора по ЯНАО плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что АО "Ямалкоммунэнерго" осуществляет пользование поверхностными водными объектами: р.Обь (Большая Обь) в селе Горки, рекой Малая Обь (бассейн р.Обь) в с Мужи, рекой Сыня (бассейн р.Обь) в с.Овгорт, рекой Обь (Большая Обь) в с.Горки для забора (изъятия) водных ресурсов с целью производственного водоснабжения нужд филиала АО "Ямалкоммунэнерго" на основании договоров водопользования N89-15.02.03.001-Р-ДЗИО-С-2013-01711/00 от 22 октября 2013 года, N89-15.02.03.001-Р-ДЗИО-С-2013-01709/00 от 22 октября 2013 года, N89-15.02.03.001-Р-ДЗИО-С-2013-01710/00 от 22 октября 2013 года, N89-15.02.03.001-Р-ДЗИО-С-2013-01717/00 от 25 октября 2013 года соответственно, в отсутствие согласованной схемы систем водопотребления и водоотведения.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N160 от 11 августа 2016 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями правильно указано, что организация учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов представляет собой ряд взаимосвязанных последовательных действий для пользователя водными ресурсами, которые включают в себя, заключение договора водопользования, составление схемы систем водопотребления и водоотведения, согласование схемы с контролирующим органом, последующие измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов и регистрация таких измерений.
Указанные действия юридическим лицом исполнены не в полном объеме.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что пользование АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа водными ресурсами в отсутствие схем систем водопотребления и водоотведения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы юридическому лицу не вменялось нарушение пятнадцатидневного срока, установленного для согласования схем водопотребления и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае должностным лицом, вынесшим постановление по делу и судебными инстанциями установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о нарушении правил подведомственности и нарушении прав юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в соответствующих судебных решениях.
В соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.14 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор. Судьями дела об указанных правонарушениях рассматриваются в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье в соответствии с ч.2 ст.23.1 КоАП РФ.
Такого решения по настоящему делу должностным лицом не принималось.
Вопреки доводам жалобы юридическое лицо извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 13 сентября 2016 года.
Признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить юридическое лицо от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ, судебными инстанциями не установлено.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену либо изменение состоявшихся по делу судебных решений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение Шурышкарского районного суда от 28 декабря 2016 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - АО "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, а жалобу представителя АО "Ямалкоммунэнерго" - директора филиала в Шурышкарском районе Шевелева Е.В., - без удовлетворения.
И.о.председателя суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) А.В.Школин
Копия верна:
И.о.председателя суда
Ямало-Ненецкого автономного округа А.В.Школин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.