Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора ЯНАО в области окружающей среды Нестерова Ю.А. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 04 мая 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении N92 от 30 марта 2017 года, вынесенным заведующим Ноябрьским сектором государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, старшим государственным инспектором ЯНАО в области охраны окружающей среды Нестеровым Ю.А., директор филиала акционерного общества "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" в г. Ноябрьске Полякова Ирина Александровна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда от 04 мая 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в виду малозначительности, объявлено устное замечание.
В жалобе на решение государственный инспектор Нестеров Ю.А. просил его отменить. В обоснование жалобы указал, что совершенное Поляковой И.А. административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названой сфере. Суд не привел необходимой мотивировки для применения нормы 2.9 КоАП РФ.
Государственный инспектор и должностное лицо филиала АО "ЕРИЦ ЯНАО" в г. Ноябрьск Полякова И.А. надлежаще извещались судом о времени и месте судебного заседания, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Положениями ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Исходя из Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 года N 903, объекты хозяйственной деятельности, эксплуатируемые учреждением, не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, в силу положений п. 7 ст. 65 ФЗ Об охране окружающей среды в отношении таких объектов осуществляется региональный государственный экологический контроль.
В соответствии с Положением о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 года N 297-П, департамент выполняет государственную функцию по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержден Приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 02.12.2015 года N 857.
Материалами дела установлено, что на основании приказа N 84 от 19 января 2017 года департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО проведена плановая документарная проверка АО "ЕРИЦ ЯНАО" (л.д. 200-202).
В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности филиала АО "ЕРИЦ ЯНАО" в г. Ноябрьск образуются отходы. Образующиеся в процессе осуществления деятельности общества отходы (вещества, предметы) временно складируются (накапливаются) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Однако руководитель филиала не обеспечил выполнение обязательных требований о необходимости наличия в филиале АО "ЕРИЦ ЯНАО" в г. Ноябрьске утвержденных территориальным органом Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так не был разработан и утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанное правонарушение подтверждается: постановлением о назначении административного наказания N92 от 30 марта 2017 года; протоколом об административном правонарушении N4-НМ от 20 марта 2017 года; актом проверки N 74-07/НМ от 20 марта 2017 года; договором N587/1-ТБО на оказание услуг от 01.01.2016 года; договором N9040/16 ТБО от 01.06.2016 года; договором N167 от 09.02.2017 года.
Таким образом, выводы судьи о доказанности вины должностного лица -директора филиала АО "ЕРИЦ ЯНАО" в г. Ноябрьске в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вывод судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении по малозначительности является обоснованным в силу следующего.
Согласно письму N 366 от 17 марта 2017 года в адрес заведующего Ноябрьским сектором государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора Нестерова Ю.А. директором филиала АО "ЕРИЦ ЯНАО" в г. Ноябрьске направлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 28).
Приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО N 84-нл от 27 апреля 2017 года утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение филиалу АО "ЕРИЦ ЯНАО" в г. Ноябрьске сроком с 27 апреля 2017 года по 26 апреля 2022 года (л.д.44-46).
При таких обстоятельствах имелись основания для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Отсутствие утвержденного проекта НООЛР не повлекло существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям, что позволяет указанный случай признать исключительным, а правонарушение должностного лица квалифицировать как малозначительное.
Указанные выше обстоятельства подтверждают действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, исходя из её соразмерности, в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ для отмены решения не имеется, нарушений процессуальных требований, предусмотренных административным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ), при вынесении решения не было.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Нестерова Ю.А. - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.