Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепков Н.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Ванкор" (далее - ООО "РН-Ванкор") - Емельянова К.В. на решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2017 года, вынесенное в отношении ООО "РН-Ванкор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа N 01/17 от 31 января 2017 года ООО "РН-Ванкор" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере триста тысяч рублей.
Решением судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2017 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "РН-Ванкор" - без удовлетворения.
Не соглашаясь с указанным решением судьи, защитник ООО "РН-Ванкор" - Емельянов К.В., действующий на основании доверенности, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая состоявшиеся решения незаконными.
Законный представитель (защитник) ООО "РН-Ванкор", а также прокурор Красноселькупского района извещались судом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 24 января 2017 года прокурором Красноселькупского района в отношении ООО "РН-Ванкор" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 05 июля 2016 года ООО "РН-Ванкор" являясь правопреемником АО "Ванкорнефть" по договору лесного участка N 238/Л-14 от 22 августа 2014 года, в нарушение пунктов 9, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, в условиях особого противопожарного режима, допустило засорение лесного участка (лесной квартал 40, лесотаксационный выдел 29,58,75,77 Красноселькупского лесничества) порубочными остатками - валами шириной более 3 метров на расстояние менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
31 января 2017 года по результатам рассмотрения дела ООО "РН-Ванкор" было признано должностным лицом административного органа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
Судья Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривая жалобу ООО "РН-Ванкор" на постановление по делу об административном правонарушении сделал вывод о том, что обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении были установлены на основании доказательств, представленных в материалы дела.
С такими решениями должностного лица и судьи согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 28.2, часть 2 статьи 28.4), постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении является процессуальным документом в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
В постановлении прокурора Красноселькупского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 января 2017 года, ООО "РН-Ванкор" инкриминируется нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, которое выразилось в засорении лесного участка (лесной квартал 40, лесотаксационный выдел 29,58,75,77 Красноселькупского лесничества) порубочными остатками валами шириной более 3 метров на расстояние менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (пункт 9, 17 Правил), что было выявлено 05 июля 2016 года.
Согласно пунктам 9, 17 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417), запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором; при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений
Таким образом, основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела является установление факта засорения лесного участка с нарушением указанных правил пожарной безопасности в лесах, при обстоятельствах сформулированных в постановлении о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении.
Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами, предусмотренными частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении.
В ходе производства по делу ООО "РН-Ванкор" отрицало совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспаривая факт засорения лесного участка при обстоятельствах изложенных в постановлении о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении.
Опровергая данные доводы, судья в решении сослался на акты осмотра лесных участков и фототаблицы имеющиеся в материалах дела.
Вместе с тем указанные документы не содержат сведений, позволяющих сделать безусловный вывод о том, что порубочные остатки находились на лесном участке с нарушением параметров, установленных в пункте 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
Так, из содержания копии акта от 05 июля 2016 года следует, что имеются порубочные остатки по определенным координатам с отсылочными указаниями на договор аренды лесного участка N 238/Л-14 и акт натурного осмотра N 44 (фото 10-11) (л.д. 13, 18-19).
Вместе с тем, как из копии названого акта, так и копий фотоматериалов невозможно сделать вывод как о ширине укладки порубочных остатков (не более 3 метров), так и расстоянии до прилегающих лесных насаждений (не менее 10 метров).
Следует отметить, что в копии акта натурного осмотра лесного участка N 44 от 05 июля 2016 года содержится указание на то, что порубочные остатки не сдвинуты к стене леса (л.д. 39), каких либо определенных параметров фактического их нахождения на лесном участке относительно конкретной ширины и расстояния до прилегающих лесных насаждений не установлено и не зафиксировано (л.д. 38-43).
Лицо, составившее данный акт натурного обследования по указанным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, в ходе производства по делу не допрашивалось.
При этом в копии акта натурного обследования N 44 указано на то, что сдвигания порубочных остатков к краю (стене) леса - не выявлено, подпись представителя Красноселькупского лесничества отсутствует (л.д. 39, 41).
Следовательно, в ходе рассмотрения дела не устанавливались юридически значимые обстоятельства - нарушение обществом конкретных параметров укладки порубочных остатков, установленных в пункте 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
Кроме этого, все указанные документы об обследовании лесного участка и фотоматериалы, положенные в обосновании вывода о совершении обществом административного правонарушения, представлены в материалы дела в незаверенных ксерокопиях и без указания местонахождения их оригиналов.
В этой связи, как при рассмотрении дела должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда были нарушены требования статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о непосредственности исследования доказательств.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, прежде чем признать лицо виновным все доказательства должны быть изучены судом в его присутствии в ходе публичного заседания с целью обеспечения состязательности процесса (Постановление Европейского Суда по правам человека от 13 марта 2012 г. "Дело "Карпенко (Karpenko) против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда по правам человека от 3 мая 2012 г. "Дело "Салихов (Salikhov) против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда по правам человека от 25 апреля 2013 г. "Дело "Евгений Иванов (Yevgeniy Ivanov) против Российской Федерации").
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 о непосредственности исследования доказательств названного Кодекса, соблюдены не были.
С учетом изложенного постановление заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа N 01/17 от 31 января 2017 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ООО "РН-Ванкор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО "РН-Ванкор" дела об административном правонарушении, имели место 05 июля 2016 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 05 июля 2017 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что на момент рассмотрения в суде Ямало-Ненецкого автономного округа жалобы срок давности привлечения ООО "РН-Ванкор" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа N 01/17 от 31 января 2017 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ООО "РН-Ванкор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.