Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего: Мотрохова А.Б.,
судей областного суда: Астапчук Р.В., Синьковской Л.Г.,
при секретаре: Зварич Н.И.
рассмотрела в судебном заседании 28 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе Ротенбах Р.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 20 апреля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Ротенбах Р. А. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о присвоении звания "Ветерана труда", отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Ротенбах Р.А. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о присвоении звания "Ветерана труда". В обоснование требований указала, что на основании приказа Министерства культуры РСФСР N " ... " - п от " ... " за участие во II Всесоюзном фестивале народного творчества, посвященного 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции ей была объявлена благодарность, а также выплачена денежная премия в размере 50 рублей.
В 2016 году она обратилась в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску с целью получить звание "Ветеран труда". Получив отказ, обратилась в суд с иском.
В судебном заседании истец Ротенбах Р.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что работала в "Омскгражданпроект", трудовой стаж составляет более 30 лет. Также является солисткой народного вокального ансамбля "Вдохновение" более 35 лет. В 1987 году от Министерства культуры РФ получила благодарность и денежную премию. Полагала, что имеет право на присвоение звания ветерана труда.
Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску Савченко В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что Ротенбах Р.А. принимала участие во II Всесоюзном Фестивале народного творчества, посвященного 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции - участников Российского заключительного концерта в Кремлевском Дворце съезда и празднования Дней Москвы 17 - " ... ". На основании приказа Министерства культуры РСФСР N " ... "-П от " ... " участникам Фестиваля (всего 2475 человек) была объявлена благодарность и вручена денежная премия в размере по 50 рублей каждому. Указал, что благодарность нельзя отнести к ведомственным знакам отличия в труде. Кроме того, основанием для присвоения звания "Ветерана труда" в соответствии со ст. 7 ФЗ "О ветеранах" является получение ведомственного знака отличия в труде. Поскольку истец работала в строительной организации, а получила награду за участие в самодеятельности, оснований для присвоения звания "Ветеран труда" не имеется.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Бухарова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что Фестиваль в Кремлевском Дворце съездов в г. Москве проходил с 17 - " ... " и в соответствии с Приказом N " ... "-П относился к творческим достижениям и активной пропаганде самодеятельного искусства. Основанием для включения в список, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", являются документы, подтверждающие факт награждения государственными наградами или ведомственными знаками отличия в труде (нагрудные и почетные знаки, значки, медали, почетные грамоты). Считает, что представленные Ротенбах Р.А. документы не могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" так как отсутствуют правовые основания отнесения их к ведомственным знакам отличия в труде. Участие Ротенбах Р.А. в Фестивале народного творчества не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Ротенбах Р.А. Не соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для присвоения ей звания "Ветеран труда". Ссылается на наличие продолжительного трудового стажа (более 20 лет).
В возражениях представитель третьего лица -Министерства труда и социального развития Омской области Бухарова Т.В. просит решение оставить без изменения, апе6лляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав истца Ротенбах Р.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Веревкину Е.А., представителя третьего лица Дулина Д.А., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела, что с " ... " по " ... "Ротенбах Р.А. работала в " ... " в должности инженера.
В 1987 году Ротенбах Р.А. принимала участие во II Всесоюзном Фестивале народного творчества, посвященного 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции - участников Российского заключительного концерта в Кремлевском Дворце съездов и празднования Дней Москвы с 17 по " ... ".
На основании приказа Министерства культуры РСФСР N " ... "-П от " ... " участникам Фестиваля (всего 2475 человек) была объявлена благодарность и вручена денежная премия в размере по 50 рублей каждому.
Ротенбах Р.А. на основании вышеуказанного Приказа была объявлена благодарность и вручена денежная премия (л.д.63).
В 2016 году истец обратился в Министерство труда и социального развития Омской области по г. Омску с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" в связи с наличием у нее вышеуказанной награды, а также необходимой продолжительности трудового стажа.
Отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" послужил поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и присвоения звания "Ветеран труда". При этом исходил из того, что Ротенбах Р.А. осуществляла свою трудовую деятельность в строительной организации "Омскгражданпроект", в трудовых отношениях с Министерством культура не состояла, благодарность получена за участие в самодеятельности, а не за заслуги по месту исполнения непосредственно трудовых обязанностей, кроме того, благодарность за участие в фестивале народного творчества не относится, к ведомственным знакам отличия в труде.
Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе предусмотрены Федеральным законом от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах".
В статье 1 указанного Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ определены категории ветеранов, в том числе категория ветеранов труда, которые устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от " ... " N 5-ФЗ "О ветеранах").
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
" ... " Постановлением Законодательного собрания Омской области принят Закон N " ... "-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" на территории Омской области"
Как следует из статьи 1 названного Закона Омской области, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Лица, проживающие на территории Омской области, которые по состоянию на " ... " награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняют право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Омской области, утвержденном Постановлением Правительства Омской области " ... ", звание "Ветеран труда" присваивается лицам, проживающим на территории Омской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от " ... "N " ... " "Об утверждении положения о Министерстве культуры РСФСР" Министерство культуры РСФСР представляет в установленном порядке особо отличившихся работников культуры и искусства к присвоению почетных званий, к награждению почетными грамотами и нагрудными значками Министерства культуры СССР; награждает совместно с Центральным комитетом профсоюза работников культуры отличившихся работников учреждений, организаций и предприятий Министерства культуры почетными грамотами, а также применяет иные меры поощрения.
Приказом Министерства культуры России от " ... " N 837 "Об учреждении ведомственных наград Министерства культуры Российской Федерации" утверждены Положения грамоте и о благодарности Министра культуры Российской Федерации, согласно которому Благодарность Министра культуры Российской Федерации является формой поощрения и морального стимулирования граждан. Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации является ведомственным знаком отличия Министерства культуры Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с Приказом Министерства культуры России от " ... " N 2047 "О ведомственном знаке отличия Министерства культуры Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", ведомственным знаком отличия Министерства культуры Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" является почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации. Почетной грамотой награждаются федеральные государственные гражданские служащие центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации (далее - Министерство), территориальных органов Министерства, Федерального агентства по туризму, находящегося в ведении Министерства, за эффективную государственную гражданскую службу; работники подведомственных организаций и иные лица, внесшие существенный вклад в развитие, сохранение и популяризацию российской культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, туристской деятельности (далее - установленная сфера деятельности Министерства). К награждению Почетной грамотой могут быть представлены работники (служащие), осуществляющие трудовую (служебную) деятельность в установленной сфере деятельности Министерства.
Таким образом, при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти, если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов. Лишь соблюдение указанных требований дает право лицу, награжденному ведомственным знаком отличия в труде, претендовать на присвоение ему звания "Ветеран труда", а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки. Для присвоения звания "Ветеран труда" в качестве ведомственного знака отличия в труде необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с его профессиональной деятельностью.
Как отмечает Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 7 ноября 2012 года N 3-АПГ12-3, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награждается ведомственным знаком отличия в труде.
В ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О, от 22 ноября 2012 г. N 2133-О) подчеркивается, что такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан.
Таким образом, сложившаяся правоприменительная практика, связанная с присвоением звания "Ветеран труда" лицам, имеющих ведомственные награды, свидетельствует, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются в том числе трудовые заслуги награждаемого, продолжительность и плодотворность его деятельности в подведомственных им (награждающим) органах и организациях в соответствии с записями в трудовой книжке.
Благодарность за творческие достижения и активную пропаганду самодеятельного искусства получена истцом не в качестве лица, проработавшего в системе органов Министерства культуры, о чем могла бы свидетельствовать соответствующая запись в трудовой книжке.
При таких обстоятельствах, благодарность, объявленная Ротенбах А.Р. за творческие достижения и активную пропаганду самодеятельного искусства, не связанные с достижениями в профессиональной деятельности, не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 20 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.