Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 12 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Гакова Евгения Александровича на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Гакова Евгения Александровича оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Гаков Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Омской области о признании незаконным постановления, указав, что в отношении него СПИ ОСП по ЦАО N " ... " г. Омска " ... " возбуждено исполнительное производство о взыскании в пользу ФИО алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Удержание алиментов производилось из заработной платы Гакова Е.А. по месту работы АО "ОМСКОБЛАВТОТРАНС", где он работал до октября 2016 года. Впоследствии Гаков Е.А. уволился, в связи с необходимостью осуществления ухода за своей больной бабушкой.
02.11.2016 Гаковым Е.А. было подано заявление в ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области о прекращении взыскания по исполнительному производству в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа.
Указал, что в настоящее время единственным доходом является пособие в виде выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход в размере 1 380 рублей. Иной доход в настоящее время у Гакова Е.А. отсутствует.
04.04.2017 в ОСП по ЦАО 2 г. Омска УФССП России по Омской области Гаков Е.А. узнал, о том, что судебным приставом Низамиевой М.М. в отношении него вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. Сумма задолженности с 04.10.2016 по 04.04.2017 определена в размере 72 831,09 рублей.
Гаков Е.А. считает постановление СПИ ОСП по ЦАО N 2 г. Омска о расчете задолженности по алиментам незаконным, поскольку согласно ч. 5 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами относится к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Административный истец Гаков Е.А., его представитель по устному ходатайству Погорелова Е.С. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали, просили их удовлетворить.
Административный ответчик СПИ отдела ОСП N 2 по ЦАО г. Омска УФССП по Омской области в судебном заседании Низамиева М.М. административные исковые требования не признала.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гаков Е.А. с решением суда не согласен, просит его отменить. Считает, что суд не усмотрел представленные доказательства в виде справок с ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, доказывающих, что Гаков Е.А. не имел право работать, во время ухода за больной бабушкой.
Выслушав Гаков Е.А., его представителя Санину Ф.А, представителя административного ответчика СПИ отдела ОСП N 2 по ЦАО г. Омска УФССП по Омской области, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ст.360 Кодекса административного судопроизводства РФ устанавливают, что постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу положений ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что 26.01.2012г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство N " ... " в отношении должника Гакова Е.А. на основании исполнительного документа (судебного приказа) N 2-8567/2007 от 29.10.2007, выданного мировым судьей судебного участка N 90 ЦАО г. Омска, где предметом исполнения является алименты в размере 1/3 части заработка или иного дохода ежемесячно, взыскателем является Горчакова Е.М.
Из материалов исполнительного производства следует, что 11.11.2014г. СПИ ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области вынесено постановление в отношении должника Гакова Е.А. о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника (ОАО "Омскоблавтотранс").
Согласно ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ, размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Пункт 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области в соответствии с вышеуказанной нормой исполнительное производство N " ... " в отношении должника Гакова Е.А. окончено, все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения, отменены.
Согласно поступившей в ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Омской области " ... " сопроводительной от 06.10.2016г ОАО "Омскоблавтотранс" направляет копию судебного приказа N " ... " от 29.10.2007 и постановление о взыскании исполнительского сбора на Гакова Е.А., так как он уволен 03.10.2016. Алименты удержаны по 03.10.2016 включительно, задолженности по алиментам нет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области от 04.04.2017 возбуждено исполнительное производство N " ... "-ИП в отношении должника Гакова Е.А. на основании исполнительного документа (судебного приказа) N " ... " от 29.10.2007, выданного мировым судьей судебного участка N 90 ЦАО г. Омска, где предметом исполнения являются алименты в размере 1/3 части заработка или иного дохода ежемесячно, взыскателем является Горчакова Е.М.
Поскольку Гаков Е.А. в период с 04.10.2016 по 04.04.2017 не был трудоустроен, алименты не выплачивал, судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области, на основании п. 4 ст. 113 СК РФ вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которым должнику Гакову Е.А. определена задолженность по алиментам по состоянию на 05.04.2017 в размере 72 831,09 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проанализировав материалы настоящего дела, исполнительного производства N 14771/17/55006-ИП, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия судебного пристава соответствуют положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исследованные доказательстве, получили надлежащую оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полной мере проверены доводы административного истца относительно незаконности постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Омской области о признании незаконным постановления. Оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам от 04.04.2017 вынесено судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО N 2 г. Омска УФССП России по Омской области в пределах, предоставленных действующим законодательством об исполнительном производстве полномочий, и не нарушает прав и законных интересов административного истца Гакова Е.А., в связи с чем административное исковое заявление Гакова Е.А. удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия нарушений требований названных норм в действиях судебного пристава не усматривает, незаконность действий судебного пристава не установлена, постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица, посредством надлежащего контроля судебного пристава-исполнителя за исполнением исполнительного документа.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оснований полагать, что действиями судебного пристава были нарушены права должника, не имеется.
Как видно из пояснений, административного истца и его представителя в суде апелляционной инстанции, фактически они ставят вопрос о снижении либо освобождении от уплаты алиментов.
При этом судебная коллегия отмечает, что вопросы снижения, освобождения от уплаты алиментов рассматриваются в исковом порядке с привлечением взыскателя в качестве ответчика.
Также в случае существенного нарушения интересов одной из сторон исполнительного производства, они могут обратиться в суд с исковым заявлением об определении размера задолженности по алиментным обязательствам, а также определить размер алиментов в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Утверждение административного истца о том, что расчет задолженности по алиментам должен быть произведен с учетом его единственного дохода - компенсационной выплаты в размере 1380 рублей, получаемой им в связи с уходом за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с прямым указанием пункта 5 части 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве взыскание не может быть обращено на данную компенсационную выплату.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Таким образом, решение принято судом первой инстанции при правильном толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.