Председатель Верховного Суда Чувашской Республики Порфирьев Н.П., рассмотрев жалобу и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриева В.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 27 октября 2016 года, решение судьи Чебоксарского районного суда г Чувашской Республики от 19 декабря 2016 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 194/10/07 от 27 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 27 октября 2016 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению администрацией, должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло в адрес администрации представление N от 27 октября 2016 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Указанные постановление и представление должностного лица были обжалованы в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2016 года указанное постановление изменено: размер назначенного административного штрафа снижен до 50000 рублей с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. В отмене представления N от 27 октября 2016 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отказано.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 марта 2017 года производство по жалобе прекращено в связи с пропуском срока обжалования.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриев В.П. просит об отмене постановления и представления должностного лица, а также судебного решения, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии вины администрации в совершении вмененного административного правонарушения, отсутствии доказательств, подтверждающих тление в период с 25 августа по 22 сентября 2016 года, указывает на процессуальные нарушения, допущенные в ходе проведения проверки, а также на то, что администрацией района принимались все возможные меры для ликвидации очагов тления ТБО, осуществления надлежащего контроля по организации деятельности на данной свалке.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятия, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Положения ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся к вопросам местного значения муниципального района участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.
Нормами ч. 1 ст. 51 данного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Часть 2 данной статьи устанавливает прямой запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поседениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с п. 5.7 СанПиН 2.1.7.10.38-01 "Гигиенические требования по устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонного природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления, а также содержании мест размещения твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки установлено, что на территории "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N (квартал), расположена Ильбешевская свалка для твердых бытовых отходов. Собственником указанного участка является администрация Чебоксарского района Чувашской Республики. Постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики N от 31 декабря 2015 года эксплуатация "данные изъяты" прекращена с 1 января 2016 года в связи с началом приема твердых коммунальных отходов на мусороперерабатывающем полигоне в "адрес".
По состоянию на 25 августа 2016 года на "данные изъяты" в трех местах происходило тление твердых бытовых отходов, кроме того, территория свалки по периметру не имеет сплошного ограждения.
В ходе повторного выезда - 22 сентября 2016 года, осуществленного в рамках информации, поступившей из ГУ МЧС России по Чувашской Республике, также зафиксированы многочисленные очаги тления отходов на "данные изъяты".
В ходе проверок фактов принятия мер по ликвидации очагов возгорания (тления) отходов, размещенных на территории "данные изъяты", не установлено.
Таким образом, администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики допущены нарушения ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.1.7.38-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела суд всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив все представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо административного органа и суд пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации Чебоксарского района Чувашской Республики состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств не имеется.
Нарушений порядка и сроков привлечения администрации к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения администрации от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Как следует из жалобы, Димитриевым В.П. одновременно с постановлением должностного лица обжалуется внесенное должностным лицом в адрес администрации представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и ставится вопрос об его отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Представлением N от 27 октября 2016 года администрации предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и сообщить о результатах исполнения в течение одного месяца со дня его получения.
Оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов администрации, является мотивированным, вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого представления.
Приводимые заявителем в настоящей жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных административным органом, и не опровергают выводы должностного лица и суда о нарушении должностным лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с бытовыми отходами.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 27 октября 2016 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2016 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 194/10/07 от 27 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриева В.П. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Порфирьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.