Председатель Верховного Суда Чувашской Республики Порфирьев Н.П., рассмотрев жалобу и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриева В.П. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск от 29 ноября 2016 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29 ноября 2016 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 февраля 2017 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск от 29 ноября 2016 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению администрацией, должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло в адрес администрации представление N от 29 ноября 2016 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Указанные постановление и представление должностного лица были обжалованы в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 февраля 2017 года указанное постановление и представление оставлены без изменения.
Решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриев В.П. выражает несогласие с постановлением и представлением должностного лица, названными судебными актами, вынесенными в отношении администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, считая их незаконными. Указывает, что административным органом не доказано и судами не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что вода подается централизованной системой питьевого водоснабжения населенных мест. Нарушение СанПиН 2.1.41074-01 в рассматриваемом случае вменено администрации необоснованно, поскольку правила применяются в отношении воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
Статьей 19 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее - Правила), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2 Правил).
Пунктом 3.1 Правил установлено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
При этом благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 (Пункт 3.5 Правил).
В соответствии с таблицей 2 и 4 Правил предельно допустимая концентрация железа в воде составляет 0,3 мг/л.
Как установлено должностным лицом, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики на северо"адрес" осуществлено строительство артезианской скважины. Из данной артезианской скважины, находящейся на балансе администрации Чебоксарского района, осуществляется водоснабжение населенного пункта - "данные изъяты" в 2016 году.
ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарск ул. Солнечная, д. 56 А, при рассмотрении протокола лабораторных исследований воды N (НЧ) от 7 ноября 2016 года, обнаружено, что исследуемая проба воды из артезианской скважины, отобранная в скважины д"адрес"ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты"., не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по санитарно-гигиеническим показателям безопасности по мутности железа составила 4,6 ?0,5 мг/дм? при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм?, содержание железа составило 0,92 ?0,18 мг/дм? при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм?.
Кроме того, 10 ноября 2016 года в 11 час. установлено, что администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики при строительстве и эксплуатации артезианской скважины, расположенной в "адрес" не разработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения в установленном порядке; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту с планом мероприятий. Надлежащим образом не организована зона санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения по артезианской скважине, что привело к ухудшению качества питьевой воды в данной скважине. Не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды артезианской скважины, расположенной в "адрес".
Должностное лицо и суды правильно установили все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, дали верную юридическую оценку действиям юридического лица по ст. 6.5 КоАП РФ на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств.
Доводы жалобы о том, что действия администрации подлежат переквалификации на ст. 6.3 КоАП РФ, не принимаются.
Объективная сторона ст. 6.5 КоАП РФ заключается в нарушении вышеизложенных санитарно-эпидемиологических требований и может выражаться как в совершении действий (в подаче в систему питьевой воды, вредной по своему химическому составу, с присутствием в ней различимых невооруженным глазом водных микроорганизмов, поверхностной пленки, в отборе проб в распределительной сети из уличных водоразборных устройств на наименее возвышенных участках, из кранов внутренних водопроводных сетей лишь части домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки, и т.д.), так и бездействии (неинформировании населения о запрещении или приостановлении использования питьевой воды, не подготовке рабочей программы производственного контроля, неосуществлении производственного контроля и т.д.).
По результатам проверки установлено нарушение администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики санитарно-гигиенических показателей безопасности водоснабжения, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
Как следует из жалобы, Димитриевым В.П. одновременно с постановлением должностного лица и решением судов обжалуется внесенное должностным лицом в адрес администрации представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и ставится вопрос об его отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Представлением N от 26 октября 2016 года администрации предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и сообщить о результатах исполнения в течение одного месяца со дня его получения.
Оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов администрации, является мотивированным, вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ.
Таким образом, судья районного суда пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого представления.
Доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения аналогичны изложенным в поступившей в Верховный Суд Чувашской Республики жалобе и были предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Несогласие заявителя с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств само по себе не может служить основанием для их переоценки и отмены вынесенных по делу судебных актов.
Таким образом, жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену или изменение обжалуемых постановлений.
Вместе с тем, имеются основания для исключения из описательно- мотивировочной части постановления и решения судьи выводов о том, что администрацией не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды, ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Признавая администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо в качестве одного из нарушений указал на то, что администрацией не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды артезианской скважины, расположенной в "адрес".
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, совершение данных действий администрации не вменялось.
В связи с изложенным, указание на данное нарушение подлежит исключению из постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г.Новочебоксарск от 29 ноября 2016 года, решения судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года, вынесенных в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики по настоящему делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск от 29 ноября 2016 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29 ноября 2016 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 февраля 2017 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриева В.П. - без удовлетворения.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск от 29 ноября 2016 года, решения судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года указание на то, что администрацией не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды артезианской скважины, расположенной в "адрес".
Председатель Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Порфирьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.