Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П. при секретаре Аблязове Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу представителя администрации Каменского района Пензенской области по доверенности Авдониной Ю.Н. на постановление судьи Каменского городского суда Пензенской области от 01 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении администрации Каменского района Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Каменского района Пензенской области совершила несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, при этом пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, при следующих обстоятельствах.
Администрация Каменского района Пензенской области, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автодороги г. Каменка - с. Междуречье - с. Крыловка - с. Соболевка - с. Ахматовка, на участках: 1км 800 м; 2 км 750 м; 3 км 900 м; 4 км 600 м в нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения, допустила обвалы ниже уровня проезжей части уровня прилегающей кромки проезжей части, наличие дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, в размерах превышающих допустимые ГОСТ Р 505 97-93, мер к устранению недостатков содержания дороги не приняла.
Постановлением судьи Каменского городского суда Пензенской области от 01 июня 2017 года юридическое лицо - администрация Каменского района Пензенской области признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель администрации Каменского района Пензенской области по доверенности Авдонина Ю.Н. подала 07 июня 2017 года жалобу в Пензенский областной суд, в которой содержится просьба об отмене постановления и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы её податель указал, что судье не выяснялись обстоятельства принятия юридическим лицом мер по своевременному устранению недостатков, имело ли юридическое лицо возможность для устранения недостатков.
Администрация самостоятельно осуществлять работы по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог не имеет законных оснований. В 2016 году на основании муниципального контракта от 15 июня 2016 года автодорога г. Каменка - с. Междуречье - с. Крыловка - с. Соболевка - с. Ахматовка, на участках: 1км 800 м; 2 км 750 м; 3 км 900 м; 4 км 600 м. ремонтировалась. На момент составления протокола 15 мая 2017 года администрацией Каменского района Пензенской области были приняты меры по осуществлению закупки на разработку проектной документации на ремонт дороги способом электронного аукциона. Дата проведения аукциона 09 июня 2017 года. На сегодняшний день решается вопрос о передаче указанной дороги в собственность Пензенской области.
В жалобе её податель ссылается на то, что согласно статьи 11 решения представителей Каменского района Пензенской области от 22 декабря 2016 года "данные изъяты" "О бюджете Каменского района Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первоочередном порядке из бюджета Каменского района финансируются расходы по выплате заработной платы с начислениями, надбавок к ней; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; на питание; на организацию отдыха, оздоровление и занятость детей и молодежи в период школьных каникул; на оплату коммунальных платежей, а также расходы из резервного фонда администрации Каменского района Пензенской области по погашению муниципального долга Каменского района Пензенской области. На сегодняшний день кредиторская задолженность составляет 15050,1 тыс. руб.
В судебном заседании представитель администрации Каменского района Пензенской области по доверенности Таишева Г.К. доводы жалобы поддержала, дополнив жалобу просьбой о возможности рассмотрения вопроса о снижении размера наказания до минимального размера (50%), просила жалобу удовлетворить, постановление судьи Каменского городского суда от 01 июня 2017 года отменить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Каменского района Пензенской области по доверенности Таишевой Г.К., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 пунктом 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из смысла данной нормы закона следует, что по каждому делу подлежит доказыванию наличие события административного правонарушения, которое должно быть описано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении в должном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.03.2017) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 3.1.1. "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права автодорога Каменка - с. Междуречье - с. Крыловка- с. Соболевка - с. Ахматовка находится в собственности муниципального образования Каменский район Пензенской области (л.д.12).
Признавая юридическое лицо - администрацию Каменского района Пензенской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначая штраф в размере 200 000 рублей, судья установили обоснованно исходил из того, что администрацией Каменского района Пензенской области не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги г. Каменка - с. Междуречье - с. Крыловка- с. Соболевка - с. Ахматовка, на участках: 1км 800 м; 2 км 750 м; 3 км 900 м; 4 км 600 м, при этом пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения объективно подтверждается фотоматериалами на электронном носителе (л.д.28).
Факт совершения административного правонарушения и вина администрации Каменского района Пензенской области в его совершении подтверждаются всеми материалами дела об административном правонарушении, доказательствами по нему, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
При этом следует отметить, что при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, судом не учтено то, что администрация Каменского района Пензенской области вину признала полностью, раскаялось в содеянном, выявленные нарушения устраняются, в связи с чем данные обстоятельства являются смягчающим обстоятельствами.
Кроме того, в 2016 году на основании муниципального контракта от 15 июня 2016 года автодорога г. Каменка - с. Междуречье - с. Крыловка - с. Соболевка - с. Ахматовка, на участках: 1км 800 м; 2 км 750 м; 3 км 900 м; 4 км 600 м. ремонтировалась. На момент составления протокола 15 мая 2017 года администрацией Каменского района Пензенской области были приняты меры по осуществлению закупки на разработку проектной документации на ремонт дороги способом электронного аукциона. Дата проведения аукциона 09 июня 2017 года. На сегодняшний день решается вопрос о передаче указанной дороги в собственность Пензенской области.
В жалобе её податель ссылается на то, что согласно статьи 11 решения представителей Каменского района Пензенской области от 22 декабря 2016 года N "данные изъяты" "О бюджете Каменского района Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первоочередном порядке из бюджета Каменского района финансируются расходы по выплате заработной платы с начислениями, надбавок к ней; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; на питание; на организацию отдыха, оздоровление и занятость детей и молодежи в период школьных каникул; на оплату коммунальных платежей, а также расходы из резервного фонда администрации Каменского района Пензенской области по погашению муниципального долга Каменского района Пензенской области. На сегодняшний день кредиторская задолженность составляет 15050,1 тыс. руб.
При этом, судья областного суда считает необходимым учесть следующее.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Исследовав материалы дела, суд установил, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вышеуказанная статья дополнена, в том числе частями 3.2 и 3.3.
Согласно части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие заявителем мер, по устранению выявленных нарушений, считаю возможным снизить размер административного наказания с 200 000 рублей до 100 000 рублей, изменив тем самым постановление судьи Каменского городского суда Пензенской области от 01 июня 2017 года.
По мнению судьи областного суда, данный размер наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ч. 1 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, судья областного суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Каменского городского суда Пензенской области от 01 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении администрации Каменского района Пензенской области изменить, снизив размер административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу представителя администрации Каменского района Пензенской области по доверенности Авдониной Ю.Н. удовлетворить частично.
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.