судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.
судей Терехиной Л.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Сапегина Ю.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
Иск Сапегина Ю. А. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, о понуждении к принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Сапегин Ю.А. обратился в суд с иском, указав, что он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в календарном исчислении составила 27 лет 11 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списков личного состава последнего места службы. Во время прохождения военной службы он обеспечивался служебными жилыми помещениями, являлся и является нуждающимся в жилищном обеспечении с первого дня военной службы. В выписке из приказа об увольнении обеспеченность жильем не отражена. В представлении к увольнению указано, что жильем он обеспечен - квартирой по адресу: "адрес". Однако указанная квартира на праве собственности ему никогда не принадлежала, договор социального найма в отношении нее не подписывался. Данная квартира является служебной, о чем свидетельствует ордер. Он полагал, что стоит на учете в качестве нуждающегося в жилищном обеспечении, но в ДД.ММ.ГГГГ обнаружил, что на учете по обеспечению жильем не состоит в виду наличия указанной выше квартиры. В этом же году он обратился в администрацию Кадошкинского муниципального района с просьбой осуществить приватизацию указанного выше жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ письмом за исх. N ему было отказано в удовлетворении просьбы в связи с отсутствием сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение в Федеральной регистрационной службе. Обратившись к ответчику с требованием поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по основаниям ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" по избранному месту жительства, он получил отказ, основанный на том, что указанное выше жилье принадлежит ему по договору социального найма. Однако, ни он, ни члены его семьи договора социального найма на жилое помещение не подписывали. В связи с чем, он обратился в суд с оспариванием факта выдачи жилого помещения по договору социального найма. Суд его исковые требования удовлетворил. Повторно обратившись к ответчику с тем же требованием, он вновь получил отказ, основанный на том, что он, не является военнослужащим, и не представил документы, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы. Согласно норм закона, перед увольнением с военной службы командованием должны быть проверены его жилищные условия, однако этого не было сделано. Просит суд признать решение ФГБУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, незаконным, обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с учетом состава семьи 2 человека (он и сын).
Ответчик иск не признал
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Сапегин Ю.А. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, положенные в обоснование исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Сапегин Ю.А., его представитель Хорошун С.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ Козлов С.В. просил оставить решении суд без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Сапегин Ю.А. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГСапегин Ю.А. уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. ДД.ММ.ГГГГСапегин Ю.А. исключен из списков личного состава последнего места службы.
Во время прохождения военной службы истец обеспечивался служебным жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается ордером N от ДД.ММ.ГГГГ администрации п. Кадошкино Кадошкинского района Постановлением администрации Кадошкинского района от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении истцу служебного жилого помещения по указанному адресу.
Согласно сообщению ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" от ДД.ММ.ГГГГ в военном комиссариате отсутствуют протоколы жилищной комиссии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В имеющихся протоколах жилищной комиссии Военного комиссариата Республики Мордовия, начиная с ДД.ММ.ГГГГСапегин Ю.А., не значится.
В выписках из приказа от ДД.ММ.ГГГГN об увольнении Сапегина Ю.А. с военной службы, из приказа от ДД.ММ.ГГГГN об исключении из списка личного состава военного комиссариата также отсутствуют какие-либо указания на нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях либо указания на просьбы истца обеспечить его жилым помещением на условиях договора социального найма.
В листе беседы с Сапегиным Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, указано, что военнослужащий жилой площадью по установленным нормам обеспечен.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ подполковнику запаса Сапегину Ю.А. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма жилого помещения, по тем основаниям, что жилое помещение по адресу: "адрес" принадлежит ему по договору социального найма, и площадь указанного помещения превышает учетную нормы по избранному месту жительства в "адрес". Кроме того, у заявителя отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации.
Решением Кадошкинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, требования истца Сапегина Ю.А. к МП "Кадошкиноэлектротеплосеть" о признании договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ недействительным были удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГСапегин Ю.А. повторно обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с требованием признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в "адрес".
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГСапегину Ю.А. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма жилого помещения. В обоснование решения указано, что Сапегиным Ю.А. не представлены документы, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы. Кроме того, у заявителя отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что признание военнослужащих нуждающимися в предоставлении жилого помещения носит заявительный характер, однако истец до увольнения с военной службы не обращался с рапортом или заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, тем самым нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требования истца не имеется и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Основания предоставления жилых помещения по договору социального найма военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируются Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавшей в редакции на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Таким образом, данными положениями закона, действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, было установлено, что постановка военнослужащего на учет с целью получения жилого помещения на условиях социального найма производилась в органе местного самоуправления по месту службы военнослужащего по ходатайству командиров воинских частей.
Между тем истцом не были представлены суду доказательства, подтверждающие, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части и решением комиссии Сапегин Ю.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также истцом не представлены доказательства того, что он обращался в орган местного самоуправления самостоятельно с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
После введения в действие Жилищного кодекса РФ в марте 2005 года, порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье и обеспечение жильем военнослужащих изменился.
Обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, была возложена на федеральные органы исполнительной власти Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Также указанным законом были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон РФ "О статусе военнослужащих", которые вступили в силу с 01.01.2005.
Таким образом, на Министерство обороны РФ обязанность по обеспечению жильем военнослужащих была возложена только с 01.01.2005.
Учитывая, что истец был уволен с военной службы в запас до постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то обязанность по постановке его на учет и, как следствие, обеспечение истца жилым помещением, у федерального органа исполнительной власти в настоящее время отсутствует в силу закона.
Исходя из изложенных выше обстоятельств не соблюдения истцом заявительного порядка, ссылки апеллянта на наличие у него безусловного права на признание нуждающимся в получении жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Апелляционная жалоба по своему содержанию повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены или изменения решения суда не является.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сапегина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.