Президиум Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Сериковой Т.И.
членов президиума: Шелкова Р.А., Прошиной Л.П., Смирновой Л.А.,
Ховрина В.А.
рассмотрел кассационную жалобу и дополнения к ней представителя УМВД России по Пензенской области Истомина М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 7 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Вдовина С.Н. к УМВД России по Пензенской области о признании незаконным отказа в переводе на службу в органы внутренних дел и компенсации морального вреда, переданную определением судьи Пензенского областного суда Гараевой Е.Д. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Пензенского областного суда Гараевой Е.Д., объяснения представителя УМВД России по Пензенской области Истомина М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, Вдовина С.Н. и его представителя Круглова С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просивших оставить состоявшиеся по делу судебные постановления без изменения, президиум
установил:
Вдовин С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Пензенской области.
ДД.ММ.ГГГГ Вдовиным С.Н. подан рапорт об увольнении со службы из органов наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган (изъявлением желания служить в органах внутренних дел), а также рапорт от ДД.ММ.ГГГГ о приеме его на службу в органы внутренних дел на имя начальника УМВД России по Пензенской области.
Приказом начальника "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГN Вдовин С.Н. уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с должности "данные изъяты" в соответствии с подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган).
Рапорт Вдовина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о переводе в УМВД России по Пензенской области направлен Управлением ФСКН России по Пензенской области для рассмотрения вопроса о его переводе в УМВД России по Пензенской области.
Согласно ответу УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ положительного решения о трудоустройстве Вдовина С.Н. в органы внутренних дел не принято.
Вдовин С.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Пензенской области о признании незаконным отказа в переводе на службу в органах внутренних дел и компенсации морального вреда, указав в обоснование, что на основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере их миграции" сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт о согласии на дальнейшее прохождение службы в УМВД России по Пензенской области, однако из УМВД России по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступило сообщение об отказе в его трудоустройстве, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156.
Просил признать незаконным отказ УМВД России по Пензенской области в приеме его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из УФСКН по Пензенской области; возложить на УМВД России по Пензенской области обязанность принять его на службу в порядке перевода, предложив ему равнозначную ранее занимаемой должность, соответствующую уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональным навыкам и знаниям; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда 10000 рублей, расходы на оплату услуг представителя 12000 рублей, расходы на оформление доверенности 2000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 ноября 2016 года иск Вдовина С.Н. удовлетворен; признан незаконным отказ УМВД России по Пензенской области в приеме Вдовина С.Н. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из УФСКН по Пензенской области; на УМВД России по Пензенской области возложена обязанность принять Вдовина С.Н. в порядке перевода, предложив ему равнозначную ранее занимаемой должность; с УМВД России по Пензенской области в пользу Вдовина С.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб. и расходы, связанные с оформлением доверенности, в размере 2000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 7 февраля 2017 года решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 ноября 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней представитель УМВД России по Пензенской области Истомин М.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Истребованное по запросу судьи Пензенского областного суда от 7 марта 2017 года гражданское дело поступило в Пензенский областной суд 16 мая 2017 года. Определением судьи Пензенского областного суда от 26 июня 2017 года кассационная жалоба и дополнения к ней представителя УМВД России по Пензенской области Истомина М.А. с гражданским делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума областного суда.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней представителя УМВД России по Пензенской области Истомина М.А., письменные возражения Вдовина С.Н., президиум областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Разрешая спор и удовлетворения исковые требования Вдовина С.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок упразднения органов наркоконтроля, фактически гарантируют сохранение служебно-трудовых прав их сотрудникам и не предполагают возможности отказа в приеме на службу лицам, желающим перейти из ФСКН России в МВД России, а потому у ответчика отсутствовали основания для отказа в принятии Вдовина С.Н. на службу в органы внутренних дел.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем, при разрешении возникшего между сторонами спора суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили нормы материального права, что привело к неправильному определению по делу юридически значимых обстоятельств, подлежащих исследованию.
Так, правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органа внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Особенности приема на службу в органы внутренних дел сотрудников упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков определены Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156, Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачивается единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что законодатель в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти установилдля сотрудников органов наркоконтроля отдельные условия, отличные от общего порядка поступления на службу в органы внутренних дел, которые действовали в течение трех месяцев с момента увольнения сотрудника органа наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган, а именно: прием на службу в органы внутренних дел сотрудников упраздненной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Иных исключений, в том числе по оценке личных и деловых качеств сотрудника органов наркоконтроля, свидетельствующих о его способности нести службу в органах внутренних дел, ни Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156, ни Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ не установлено.
Следовательно, прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ, наличие которых не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
При таких обстоятельствах юридически значимыми обстоятельствами по возникшему между Вдовиным С.Н. и УМВД России по Пензенской области спору являются наличие у ответчика оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств истца, для отказа в принятии истца на службу в органы внутренних дел.
Однако ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции указанные выше обстоятельства юридически значимыми не признал, не исследовал представленные ответчиком документы в отношении Вдовина С.Н. и не дал им юридической оценки.
При таких обстоятельствах признать решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 7 февраля 2017 года законными, вынесенными в соответствии с требованиями статей 196, 198, 327.1 и 329 ГПК РФ, нельзя, допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены принятых по делу судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 7 февраля 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.И.Серикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.