Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей: Киселева Г.В., Безгиновой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кравченко Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 января 2017 года
по исковому заявлению Кравченко Д.В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Отделу МВД Росси по г. Железноводску о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при увольнении,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
29 июля 2016 года Кравченко Д.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что проходил службу в органах МВД России с 01 сентября 2003 года. На момент увольнения состоял в должности заместителя начальника отдела, начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела МВД России по г. Железноводску, в звании капитана полиции. За время прохождения службы в полиции не имел дисциплинарных взысканий и нареканий со стороны руководства. Из материалов дела служебной проверки следует, что 19 марта 2016 года примерно около 21.00 часа, заместитель начальника отдела начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела МВД России по г. Железноводску Кравченко Д.В. находился в дачном кооперативе "Авиатор" по адресу: "адрес" В ходе проверки старшего инспектора ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Железноводску майор полиции Ващенко А.А. по месту жительства беспричинно в присутствии младшего лейтенанта внутренней службы Грязных С.Н. нанес майору полиции Ващенко А.В. удар рукой в область лица, от которого Ващенко А.В. упал на землю. В действительности Кравченко Д.В. не наносил удар Ващенко А.А., а оттолкнул от себя. Ввиду того, что Ващенко А.А. был не трезв и еле держался на ногах, он упал на бетонную плиту и при падении ударился. Данный факт подтверждает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 06 июня 2016 года. По результатам служебной проверки принято решение об увольнении капитана полиции Кравченко Д.В. на основании п.9 ч.3 ст.82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Требования закона не выполнены, поскольку при решении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, являющегося самым серьёзным видом наказания, соразмерность его применения совершенному Кравченко Д.В. проступок работодателем не обсуждался. За время прохождения службы он имеет поощрения, грамоты, характеризуется исключительно положительно, как и в период после назначения на должность с которой был уволен и исполнения обязанностей по ней, так и после увольнения. При таких обстоятельствах, применение к нему дисциплинарного наказания в виде увольнения является несоразмерным совершённому им проступку. Просил суд признать приказ ГУ МВД России по СК N312 л/с от 06 июля 2016 года незаконным, в части увольнения капитана полиции Кравченко Д.В. Восстановить в должности и в звании заместителя начальника отдела начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по г. Железноводску капитана полиции Кравченко Д.В. Взыскать с Отдела МВД России по г. Железноводску в пользу Кравченко Г В. заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на должность, судебные расходы в виде оплат услуг адвоката в сумме 40 000 рублей, судебные расходы за оплату доверенности представителю в сумме 300 рублей. (л.д.4-8).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 января 2017 года Кравченко Д.В. в удовлетворении требования о признании приказа ГУ МВД России поСКN3 1 2 л/с от 06 июля 2016 года незаконным, в части увольнения капитана полиции Кравченко Д.В., о восстановлении в должности и в звании заместителя начальника отдела начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по г. Железноводска, взыскании с Отдела МВД России по г. Железноводску в пользу Кравченко Д.В.: заработной платы за время вынужденного прогула по день восстановления на должность, судебных расходов в виде оплат услуг адвоката в сумме 40 000 рублей, судебных расходов за оплату доверенности представителю в сумме 300 рублей отказано (л.д.88).
В апелляционной жалобе истец Кравченко Д.В. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 января 2017 года отменить, приведя доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске, а также указав, что судом не было учтено, что до следственная проверка по заявлению Ващенко А.А. проведена с нарушениями законодательства Российской Федерации. Сотрудники, проводившие служебную проверку, в ходе её проведения допустили нарушения. Нарушен порядок увольнение, поскольку расчёты при увольнении произведены с нарушениями. Суд проигнорировал доводы, изложенные в иске, не дав им оценки. Вместо исследования допущенных нарушений, суд сделал вывод об отсутствии нарушений в процессе увольнения (л.д.111-121)
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-371/17, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истца Кравченко Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - ГУ МВД России по СК по доверенности Зайцева А.С., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Протасовой О.Б., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
В соответствии с положениями ст.5 ТК РФ Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Служба сотрудников органов внутренних дел также регулируется специальными правовыми актами - ФЗ "О полиции" от 07 февраля 2011 года NЗ-ФЗ, ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утверждённой приказом МВД РФ N1038 от 14 декабря 1999 года в части, не противоречащей ФЗ "О полиции".
В соответствии с положениями ст.34 ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона (п.1). Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом (п.2).
Согласно положений ст.2 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (ч.1). Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством (ч.2).
Как следует из положений ст.47 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1). В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона (ч.2). Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч.3).
Положениями ст.49 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1). Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является: 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации (ч.2).
Из положений п.9 ч.3 ст.82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Положениями п.2 ч.1 ст.13 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;
Согласно положений Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N1377, служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается: а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей; б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды; в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам; г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников; ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных; з) осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей; и) обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий; к) уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных (п.4 Глава 1). Сотрудник обязан: в) соблюдать требования к служебному поведению; г) соблюдать субординацию; д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы; е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины (п.5 Глава 2). В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан: а) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины; в) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера; к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей (п.7 Глава 3).
Как следует из Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N21), государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления; и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления (п.11, Глава II).
Из положений ч.1 ст.10 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
В соответствии с положениями п.12 ч.1 ст.12 ФЗ службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Изложенная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция свидетельствует о том, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ст.32 ч.4) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст.55 (ч.3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п.2 ст.1 Конвенции МОТ N111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 года N7-П).
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. По смыслу Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" во взаимосвязи с ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации, поступая на службу в органы внутренних дел по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 года N566-О-О).
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел (в том числе до 1 марта 2011 года - милиции, после 1 марта 2011 года - полиции) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N1174-О).
Изложенное свидетельствует о том, что возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством - за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Судом первой инстанции установлено, что приказом начальника ГУ МВД Российской Федерации по Ставропольскому краю генерал-лейтенантом полиции А.Г.Олдак от 04 мая 2016 года N471 за нарушения п.2 ч.1 ст.13 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в сдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, п.п."м" п.II главы 2 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N21), п.п."д" п.5 гл.2, п.п."в", "к" гл.3 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N1377, выразившиеся в нанесении 19 марта 2016 года удара рукой в область лица подчиненному ему по службе старшему инспектору ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Железноводску майору полиции А.А.Ващенко в присутствии специалиста OPЛC ОМВД России по г. Железноводску младшего лейтенанта внутренней службы С.Н.Грязных, в не сообщении о происшествии в ближайший территориальный орган или подразделение полиции, заместителя начальника отдела - начальник ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Железноводску капитан полиции Кравченко Д.В. представлен к увольнению со службы в органах внутренних дел по п.9 ч.3 ст.82 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в сдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ.
Основанием для издания приказа об увольнении послужило заключение по материалам служебной проверки ГУ МВД России по СК от 25 апреля 2016 года.
Данное заключение служебной проверки истцом Кравченко Д.В. не обжаловано.
06 июня 2016 года старшим следователем СО по г. Минеральные Воды СУ СК РФ по СК лейтенантом юстиции Тиридатовым А.С. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому отказано в возбуждении уголовного дела по п."а" ч.2 ст.116, п."а" ч.3 ст.286 УК РФ, по факту применения насилия заместителем начальника отдела - начальником отделения по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Железноводску Кравченко Д.В. по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ - за отсутствием в деянии составов указанных преступлений. Отказано в возбуждении уголовного дела по п."а" ч.2 ст.116, п."а" ч.3 ст.286 УК РФ, по факту применения насилия старшим инспектором по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Железноводску Ващенко А.А. по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ - за отсутствием в деянии составов указанных преступлений.
С учётом приведённых обстоятельств судебная коллегия считает, что действия истца Кравченко Д.В. противоречат требованиям, предъявляемым к профессиональному поведению и нравственно-этическим основам служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел, подрывают авторитет сотрудников правоохранительных органов, что безусловно свидетельствуют о совершении капитаном полиции Кравченко Д.В. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, так как данный проступок несовместим с теми нравственными качествами, которые государство и общество предъявляет к сотрудникам полиции.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца Кравченко Д.В. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кравченко Д.В. без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.