Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Мирошниченко Д.С.,
Судей Тепловой Т.В., Осиповой И.Г.
с участием секретаря Вяхиревой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2017 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя Т.Г. Сакварелидзе на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 февраля 2017 года
по исковому заявлению
прокурора города Невинномысска в интересах Гордиенко В.В. к министерству имущественных отношений по СК в порядке от.45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах Гордиенко В.В. к министерству имущественных отношений по СК в порядке ст.45 ГПК РФ, о возложении обязанности предоставить Гордиенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям "адрес" по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах "адрес".
В обосновании иска указано, что в прокуратуру "адрес" обратился Гордиенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о том, что ему не предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Проверкой установлено, что Гордиенко В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гордиенко В.В. обратился в министерство имущественных отношений "адрес" с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда "адрес" по договору найма специализированных жилых помещений.
Однако, жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес" края, действующего в защиту интересов Гордиенко В.В. к министерству имущественных отношений по СК в порядке ст.45 ГПК РФ - удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений "адрес" предоставить Гордиенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям "адрес" по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах "адрес".
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений СК в лице полномочного представителя Т."адрес" просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда "адрес" предоставляются данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом "адрес". Основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Гордиенко В.В. обратился в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда "адрес"ДД.ММ.ГГГГ и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 2340. Согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа "адрес".
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Гордиенко В.В.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В.,полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Гордиенко В.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Решением Невинномысского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отец Г. лишен родительский прав в отношении Гордиенко В.В., мать Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который был включен Гордиенко В.В.
Следовательно, у Гордиенко В.В., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, был поставлен в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на Министерство имущественных отношений СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство имущественных отношений СК обязанность по обеспечению жилым помещением Гордиенко В.В.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 февраля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя Т."адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.