Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Мирошниченко Д.С.
судей краевого суда: Безгиновой Л.А., Турлаева
при секретаре: Вяхиревой И.В.
с участием прокурора Протасовой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июня 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений по доверенности Сакварелидзе Т.Г.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 февраля 2017 года
по гражданскому делу по иску прокурора Шпаковского района в интересах Короткоруковой Юлии Юрьевны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шпаковского района в интересах Короткоруковой Ю.Ю., обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика предоставить Короткоруковой Ю.Ю., "" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
В обосновании исковых требований указано, что Короткорукова Ю.Ю., "" года рождения относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Короткорукова Ю.Ю. обратилась с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения лицам вышеуказанной категории принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом Ставропольского края- министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 февраля 2017 года
исковые требования прокурора Шпаковского района в интересах Короткоруковой Юлии Юрьевны к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предостаивть Короткоруковой Юлии Юрьевне 05.10.1996 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства имущественных отношений по доверенности Сакварелидзе Т.Г. подал апелляционную жалобу, просит решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 февраля 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Шпаковского района Ставропольского края, действующего в интересах Короткоруковой Ю.Ю., отказать в полном объеме.
Считает решение суда незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные ст.148 ГПК РФ, устанавливающей, что задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотн6ошений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле и примирение сторон.
Статьей 330 ГПК РФ установлено, что основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права, а именно неприменение закона, подлежащего применению.
Так, статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственникам жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Короткорукова Ю.Ю. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 04.08.2016г. и в журнале учета заявление зарегистрирован под номером 2202. тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (пункт 6 Порядка).
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Короткоруковой Ю.Ю. Считает, что суд не в полном объеме исследовал нормы, предусмотренные законодательством.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, однако, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил. В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав материалы, выслушав прокурора Протасову О.Б., считающую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.01.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в пп. 2 п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Короткорукова Ю.Ю. "" года рождения относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Родители Короткоруковой Ю.Ю. - мать Короткорукова (Новоселова) Н.Н., отец Короткоруковой Ю.Ю.- Короткоруков Ю.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери.
Согласно постановлению администрации муниципального образования Надежденского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края N "" года Короткорукова Ю.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет для получения жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма (л.д."").
Постановлением администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края N"" года Короткорукова Ю.Ю. помещена в государственную организацию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д."").
"" Короткорукова Ю.Ю. обратилась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края (номер регистрации "").
В настоящее время Короткорукова Ю.Ю. проживает по адресу: г."", и собственного жилья не имеет.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Короткоруковой Ю.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Короткоруковой Ю.Ю., поскольку исходя из содержания положений вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.