Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Конышевой И.Н.,
при секретаре Шафиевой Э.И.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области
на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 21 февраля 2017 года и дополнительное решение Лиманского районного суда Астраханской области от 19 мая 2017 года по исковому заявлению Рафиковой З.А. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛА:
Рафикова З.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, указав, что ей необоснованно отказано в назначении страховой пенсии, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области N 170 от 20 апреля 2015 года, при этом отпуск по беременности и родам с 25 ноября 1992 года по 5 апреля 1993 года незаконно включен в специальный стаж в календарном исчислении, а не в льготном как 1 год за 1 год и 3 месяца работы, и отпуск по уходу за ребенком с 15 ноября 1989 года по 30 июня 1990 года включен в специальный стаж в календарном исчислении, а не в льготном как 1 год за 1 год и 6 месяцев работы. Курсы повышения квалификации с 7 июня 2000 года по 10 июля 2000 года, с 21 марта 2005 года по 19 апреля 2005 года, с 5 ноября 2008 года по 4 декабря 2008 года, с 5 ноября 2013 года по 4 декабря 2013 года, период работы в должности медицинской сестры "данные изъяты" с 9 апреля 2015 года по 3 января 2017 года не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Рафикова З.А. считает отказ ответчика незаконным и ущемляющим ее права, просит суд признать решение пенсионного органа незаконным, включить в ее специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 7 июня 2000 года по 10 июля 2000 года, с 21 марта 2005 года по 19 апреля 2005 года, с 5 ноября 2008 года по 4 декабря 2008 года, с 5 ноября 2013 года по 4 декабря 2013 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца работы; период работы в должности медицинской сестры "данные изъяты" с 9 апреля 2015 года по 3 января 2017 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца работы; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 ноября 1992 года по 5 апреля 1993 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца работы; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 ноября 1989 года по 30 июня 1990 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев, назначить ей досрочную страховую пенсию с 3 января 2017 года.
В судебном заседании истец Рафикова З.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Бабушкина О.И. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 21 февраля 2017 года исковые требования Рафиковой З.А. удовлетворены.
Дополнительным решением Лиманского районного суда Астраханской области от 19 мая 2017 года удовлетворены исковые требования Рафиковой З.А. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения, период работы в должности медицинской сестры "данные изъяты" с 9 апреля 2015 года по 3 января 2017 года в льготном исчислении, из расчета 1 год за 1 год 3 месяца работы.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указывая, что курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, так как отсутствуют доказательства, что в эти периоды истец занималась лечебной деятельностью. Период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком могут быть включены в стаж только в календарном исчислении, поскольку в льготном исчислении включаются лишь периоды работы.
В соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Дополнительное решение районного суда от 19 мая 2017 года в части включения в специальный стаж истца периода работы в должности медицинской сестры ГБУЗ "данные изъяты" с 9 апреля 2015 года по 3 января 2017 года в льготном исчислении, из расчета 1 год за 1 год 3 месяца работы, сторонами не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области Бабушкиной О.И., поддержавшей доводы жалобы, Рафиковой З.А., ее представителя Паньковой Л.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с указанными Списками работа в должности медицинской сестры больниц всех наименований дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой стаже работника.
Согласно записям в трудовой книжке, Рафикова З.А. 28 августа 1986 года зачислена на должность санитарки кабинета "данные изъяты" (приказ N 03 от 28 августа 1986 года).
15 ноября 1989 года переведена медицинской сестрой хирургического отделения (приказ N 201 от 20 ноября 1989 года). 5 июля 1990 года уволена с работы в порядке перевода на работу в "данные изъяты" (приказ N 119 от 5 июля 1990 года).
26 ноября 1990 года принята на работу санитарным фельдшером в "данные изъяты" (приказ N 64 от 26 ноября 1990 года), 1 декабря 1990 года переведена медсестрой детского отделения той же больницы (приказ N 66 от 3 декабря 1990 года). 17 апреля 1991 года переведена медсестрой участкового педиатра той же больницы (приказ N 19 от 15 апреля 1991 года). 9 января 2007 года переведена медсестрой терапевтического отделения той же больницы и работает в этой должности в настоящее время (приказ N 6 от 10 января 2007 года).
9 апреля 2015 года Рафикова З.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно.
Рассмотрев заявление истца, ответчик установил, что специальный стаж Рафиковой З.А. на дату обращения составляет 22 года 7 месяцев 11 дней (сельского) и 27 лет 9 дней (смешанного город, село), что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии.
При этом в специальный стаж не включены: курсы повышения квалификации с 7 июня 2000 года по 10 июля 2000 года, с 21 марта 2005 года по 19 апреля 2005 года, с 5 ноября 2008 года по 4 декабря 2008 года, с 5 ноября 2013 года по 4 декабря 2013 года, а отпуск по уходу за ребенком с 15 ноября 1989 года по 30 июня 1990 года и отпуск по беременности и родам с 25 ноября 1992 года по 5 апреля 1993 года включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области от 20 апреля 2015 года N 170 Рафиковой З.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Разрешая исковые требования о включения с подсчет специального стажа курсов повышения квалификации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований. Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, а доводы апелляционной жалобы отклоняет как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм права.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований действовавших в спорный период статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Судом установлено, что истец находилась на курсах повышения квалификации с 7 июня 2000 года по 10 июля 2000 года, с 21 марта 2005 года по 19 апреля 2005 года, с 5 ноября 2008 года по 4 декабря 2008 года, с 5 ноября 2013 года по 4 декабря 2013 года, что подтверждается справкой "данные изъяты"" N 17 от 30 марта 2015 года, приказами работодателя, свидетельствами об окончании курсов повышения квалификации.
Период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, за эти периоды работодатель уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В течение этих периодов за Рафиковой З.А., работавшей в должности медсестры "данные изъяты", сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Период работы истца с 1 ноября 1999 года по 8 апреля 2015 года включен решением ответчика в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы на основании подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следовательно, и курсы повышения квалификации верно включены судом первой инстанции в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о незаконном включении курсов повышения квалификации в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм права.
Разрешая вопрос о включении в подсчет специального стажа истца периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 ноября 1992 года по 5 апреля 1993 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяцев работы, районный суд правильно исходил из следующего.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 ноября 2002 года, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что в период отпуска по беременности и родам с 25 ноября 1992 года по 5 апреля 1993 года Рафикова З.А. занимала должность медсестры участкового педиатра "данные изъяты", работа в которой в бесспорном порядке включена в специальный стаж истца ответчиком в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяцев работы. Учитывая данное обстоятельство, суд первой инстанции правильно возложил на ответчика обязанность по включению указанного отпуска также в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяцев работы в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Правильно применив действующее законодательство, суд первой инстанции верно удовлетворил исковые требования истца о включении отпуска по беременности и родам в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности включения в подсчет специального стажа периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период работы истца в должности медицинской сестры хирургического отделения N"данные изъяты", ей предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 15 ноября 1989 года по 30 июня 1990 года.
С учетом того, что данный период работы истца включен ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", предусматривающего возможность учета работы медицинских сестер в отделениях хирургического профиля в льготном исчислении, суд первой инстанции верно включил отпуск по уходу за ребенком также в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, признав в этой части решение ответчика о включении спорного периода в специальный стаж в календарном исчислении незаконным.
Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается, так как они в полном объеме соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 22 вышеназванного Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Поэтому, если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права (Обзор Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года за 2 квартал 2006 года).
Оснований для назначения Рафиковой З.А. страховой пенсии с момента первоначального обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно не имеется, так как специальный стаж на эту дату составляет менее 30 лет.
Однако, суд установил, что истец с 9 апреля 2015 года по 3 января 2017 года продолжала работать медицинской сестрой "данные изъяты"" полный рабочий день. За это время в отпусках без сохранения заработной платы не находилась. На 3 января 2017 года с учетом периодов работы, включенных судом в специальный стаж, у нее возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как ее специальный стаж на указанную дату составил 30 лет. С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о назначении истцу страховой пенсии с 3 января 2017 года.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Районный суд правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал полную и мотивированную оценку всем доказательствам по делу
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от 21 февраля 2017 года и дополнительное решение Лиманского районного суда Астраханской области от 19 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.