Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 27 июня 2017 г. по делу N 33а-194/2017
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Никитчука И.В. и Пересады А.Н., при секретаре Байдаченко О.А., с участием административного истца, в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - (территориальное, г. _, Ивановской области) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее по тексту - территориальное отделение ФГКУ "ЗРУЖО") - Досяговой И.Г. на решение 95 гарнизонного военного суда от 31 марта 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Бабаевского К. Г. об оспаривании решения начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" связанного с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., выступление административного истца, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Бабаевский оспорил в суд решение указанного должностного лица _, в соответствии с которым ему было отказано в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворив административное исковое заявление, суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" и возложил на должностное лицо обязанность принять его супругу на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, административный ответчик Досягова в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Бабаевского.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и применение норм материального права, в связи с чем приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы утверждает, что действия супруги Бабаевского связанные со снятием с регистрационного учета и выездом из жилого помещения лишь через два года после заключения брака с истцом, нельзя расценить как действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту военной службы ее супруга.
Такие действия следует расценивать как намеренное ухудшение своих жилищных условий, что исключает возможность постановки супруги Бабаевского на жилищный учет ранее срока, установленного ст. 53 ЖК РФ, однако суд первой инстанции это обстоятельство не учел.
В заключение жалобы указывается, что обязав начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" принять супругу административного истца на учет нуждающихся в жилье, суд первой инстанции тем самым фактически вторгся в компетенцию должностного лица и подменил собой его функции.
В суде второй инстанции административный истец, полагая апелляционную жалобу необоснованной, просил суд оставить ее без удовлетворения.
Выслушав выступление участвующего в судебном заседании лица, рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бабаевский проходит военную службу по контракту в войсковой части _ и имеет общую выслугу в Вооруженных Силах РФ более 20 лет.
В апреле 2014 года административный истец заключил брак с Б
На основании решения начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" _ Бабаевскому с составом семьи два человека (он и супруга) предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: _.
11 октября 2016 года супруга истца снялась с регистрационного учета с жилого помещения, которое ни ей, ни ее ближайшим родственникам на праве собственности не принадлежало, расположенного по месту жительства по адресу: _, и зарегистрировалась в указанной служебной квартире в _ Ивановской области.
Оспариваемым решением _ супруге административного истца было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма по тем основаниям, что она фактически совершила действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, что выразилось в снятии с регистрационного учета из жилого помещения. Каких-либо других мотивов в указанном решении не изложено.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гарантировано военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 13 п. 1 ст. 15 названного закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Подпунктом "а" п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, если до вселения они произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.
Согласно положению ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения ЖК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из установленных по делу обстоятельств не следует, что супруга Бабаевского совершила какие-либо действия, свидетельствующие о намеренном ухудшении своих жилищных условий, поскольку она, являясь членом семьи военнослужащего, снялась с регистрационного учета в г. О и выехала к супругу по месту прохождения им военной службы в г. Тейково Ивановской области.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" действия супруги административного истца в данном случае обусловлены причинами, не связанными с намеренным ухудшением своих жилищных условий.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности отказа в принятии супруги административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем правомерно признал обжалуемое решение жилищного органа незаконным.
Оценивая законность судебного решения в остальной части, судебная коллегия исходит из следующего.
Возлагая на начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" обязанность принять супругу Бабаевского на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что решение в такой форме восстановит нарушенное право истца.
Вместе с тем, такой вывод является ошибочным, поскольку основан на неправильном применении норм процессуального права, что в соответствии с требованиями п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является поводом для отмены в апелляционном порядке в указанной части состоявшегося судебного решения.
Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу требований данного закона, судебное решение не должно подменять собой реализацию функций, предоставленных иным органам власти.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым в рассматриваемом случае является территориальное отделение ФГКУ "ЗРУЖО".
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к убеждению о том, что обязав начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" принять супругу Бабаевского на учет нуждающихся в жилье, суд тем самым подменил функции, которыми наделено указанное должностное лицо по данному вопросу.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ оспариваемое судебное постановление в указанной части отменить и возложить на начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии супруги Бабаевского на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 и п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение 95 гарнизонного военного суда от 31 марта 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Бабаевского К. Г. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. И, Ивановской области) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ связанного с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, в части касающейся возложения на начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" обязанности постановки Б на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять в этой части новое решение, в соответствии с которым возложить на это должностное лицо обязанность рассмотреть данный вопрос повторно.
В остальной части оспариваемое судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.