Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А.,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-749/17 по апелляционной жалобе Сычева А. А. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 09 марта 2017 года по административному иску Сычева А. А. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" об оспаривании решения о зачислении в запас.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца - адвоката Панищева Л.В. (по доверенности и ордеру), представителя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" - Дмитриевой Ю.М. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Сычев А.А. обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес", в котором просил суд признать незаконным решение и заключение призывной комиссии названного муниципального образования от "дата" о зачислении Сычева А.А. в запас по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
В обоснование поданного в суд иска Сычев А.А. ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое заключение принято призывной комиссией на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", применяемого к правоотношениям, возникшим с 01 января 2014 года, тогда как 27 лет Сычеву А.А. исполнилось " ... " 2014 года, однако в период с 01 января 2014 года по " ... " 2014 года в отношении истца призывной комиссией не совершались какие-либо действия, направленные на призыв истца на срочную военную службу.
По мнению Сычева А.А., принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и нарушает права административного истца на прохождение государственной гражданской службы.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2017 года в удовлетворении иска Сычеву А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Сычев А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм процессуального права.
Представитель заинтересованного лица - ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербург" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи, сведений о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона).
Пункт 1.1 статьи 28 введён в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу в редакции, действовавшей на момент принятия призывной комиссией оспариваемого истцом решения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чём в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
Как следует из материалов личного дела призывника, Сычев А.А."дата" года рождения принят на воинский учёт отделом ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" " ... "; в период до июля 2009 года Сычеву А.А. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении; с 2012 года Сычев А.А. проходит службу в " ... ".
"дата" начальник службы кадров " ... " обратился к начальнику отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга " ... " с мотивированным ходатайством о зачислении Сычева А.А. на специальный воинский учёт (л.д. " ... ").
В октябре 2014 года Сычев А.А. вызван на заседание призывной комиссии, "дата" прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого Сычеву А.А. установлена категория годности к военной службе "А" (л.д. " ... ").
Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "адрес" от "дата"Сычев А.А. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", - в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (л.д." ... ").
Отказывая в удовлетворении административного иска Сычеву А.А., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что административный истец надлежащих мер, направленных на исполнение имеющейся у него воинской обязанности не предпринял; от самостоятельной явки в военный комиссариат уклонился; оспариваемое решение принято призывной комиссией в соответствии с имеющимися у комиссии полномочиями; принятое призывной комиссией решение права административного истца не нарушает.
В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на пропуск Сычевым А.А. установленного законом процессуального срока на обращение в суд с иском.
Приведённые в постановленном по делу решении выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Сычева А.А. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года до достижения им 27-летия, то есть до " ... " 2014 года.
В период с "дата" до " ... " 2014 года военный комиссариат не направлял Сычеву А.А. повесток в целях прохождения им медицинского освидетельствования; Сычев А.А. с 2012 года проходил службу в " ... " подлежал специальному воинскому учёту.
В силу пунктов " ... " Положения о воинском учёте, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, воинский учет военнообязанных" ... " осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом этим же Положением применительно к организациям.
Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учёт граждан, поступивших на службу в " ... ", производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков. Руководители соответствующих органов обязаны представлять ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных организациях указанных органов.
Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 в редакции, действовавшей до 31 мая 2014 года, было предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата, которые вручаются под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Таким образом, обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии возложена на военные комиссариаты.
Материалы дела и материалы личного дела Сычева А.А. не содержат сведений о том, что в период с 01 января 2014 года по " ... " 2014 года в отношении Сычева А.А. осуществлялись мероприятия, связанные с его призывом на военную службу; отсутствуют доказательства того, что Сычеву А.А. по адресу регистрации его места жительства или месту работы направлялись повестки, а последний уклонялся бы от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Не имеется доказательств обращений должностных лиц отдела военного комиссариата или призывной комиссии в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ, в органы внутренних дел в целях установления местонахождения призывника и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
" ... "
Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения о зачислении Сычева А.А. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, допустила нарушение прав истца.
Следует признать несостоятельным и вывод суда первой инстанции о пропуске Сычевым А.А. установленного законом срока на обращение в суд.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
До 15 сентября 2015 года при рассмотрении заявлений об оспаривании решений органов государственной власти применялись нормы статьи 256 ГПК Российской Федерации, частью 1 которой был установлен общий срок обжалования, - три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из содержания иска и пояснений представителя истца следует, что Сычеву А.А. о наличии оспариваемого решения призывной комиссии стало известно 03 февраля 2017 года, при обращении в военный комиссариат в целях получения документов воинского учёта, в этот же день Сычев А.А. обратился в отдел военного комиссариата с заявлением о выдаче копии обжалуемого решения (л.д." ... "). Исковое заявление подано Сычевым А.А. в суд 14 февраля 2017 года, то есть в пределах срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств направления в адрес Сычева А.А. или вручения копии обжалуемого решения в период до февраля 2017 года ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено, оснований полагать, что истцу стало известно о наличии и содержании решения призывной комиссии ранее указанной им даты не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 09 марта 2017 года по делу N 2а-749/17 отменить.
Признать решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" от "дата" (протокол N ... ) о зачислении в запас Сычева А.А., как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.
Обязать призывную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "адрес" принять решение о зачислении Сычева А. А. в запас по основанию, предусмотренному абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении возраста 27 лет.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.