Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.,
судей
Бутковой Н.А.,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-185/17 по апелляционной жалобе Некоммерческого партнерства "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое дело" на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 24 января 2017 года по административному иску Барсукова О. В., Сафронова А. Л., Горяниной О. О., Григоряна С. С., Дивненко К. С., Ефимова М. В., Судакова О. Н., Голубевой Л. С., Новикова Р. С. к Правительству Санкт-Петербурга об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административных истцов Сафронова А.Л., Горяниной О.О., Ефимова М.В., Барсукова О.В., представителя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга - Леусенко Ю.П. (по доверенности), представителей Некоммерческого партнерства "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое дело" - Петрова Д.В., Глейха А.С. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Барсуков О.В., Сафронов А.Л., Горянина О.О., Григорян С.С., Дивненко К.С., Ефимов М.В., Судаков О.Н., Голубева Л.С., Новиков Р.С. обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с отдельными административными исками к Правительству Санкт-Петербурга, в которых просили признать незаконным Постановление от 19 февраля 2015 года N 148 "Об установки мемориальной доски А.В. Колчаку".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права каждый из истцов просил возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность принятия мер к демонтажу мемориальной доски, а также воздержаться от установки в последующем мемориальной доски А.В. Колчаку.
Определениями Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятыми 24 октября 2016 года (л.д. " ... "), 25 ноября 2016 года (л.д. " ... "), 05 декабря 2016 года (л.д. " ... ") административные дела по искам Барсукова О.В., Сафронова А.Л., Горяниной О.О., Григорян С.С., Дивненко К.С., Ефимова М.В., Судакова О.Н., Голубевой Л.С., Новикова Р.С. объединены в одно производство.
В обоснование заявленных исков административные истцы ссылались на то обстоятельство, что оспариваемое ими Постановление, предписывающее установить в 2015 году на фасаде дома N 3 по улице Большой Зелениной в г. Санкт-Петербург мемориальную доску А.В. Колчаку, не соответствует требованиям градостроительного законодательства, принято без проведения публичных слушаний и нарушает их конституционное право на выражение мнения, оскорбляет историческую память.
По мнению истцов, установка мемориальной доски А.В. Колчаку следует расценивать в качестве его реабилитации Правительством Санкт-Петербурга, в то время как адмирал А.В. Колчак осуждён и приговорён к расстрелу за совершение преступлений, в том числе против мирного населения, и в его посмертной реабилитации определением Военного суда Забайкальского военного округа от 26 января 1999 года отказано.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2017 года административный иск удовлетворён частично - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года N 148 признано незаконным. Этим же решением на Правительство Санкт-Петербурга возложена обязанность демонтажа мемориальной доски А.В. Колчаку, установленной на фасаде дома N 3 по улице Большая Зеленина в Санкт-Петербурге.
В удовлетворении требований истцов о возложении на Правительство Санкт-Петербурга обязанности воздержаться от установки памятных досок А.В. Колчаку отказано.
В апелляционной жалобе привлечённое к участию в деле в качестве заинтересованного лица Некоммерческое партнерство "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое дело" (далее - НП "Белое дело") просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
По утверждению представителей НП "Белое дело" судом не принято во внимание то обстоятельство, что административными истцами пропущен установленный законом срок на обращение в суд; не представлены доказательства нарушения прав истцов оспариваемым постановлением, а наличие судебного акта о признании Колчака А.В. не подлежащим реабилитации не исключает возможность установки памятной доски; оценка деятельности и заслуг исторической личности не входит в компетенцию суда; сама по себе установка мемориальной доски не возлагает на истцов обязанность чтить память А.В. Колчака и не ограничивает конституционное право на свободу мысли и слова.
Со стороны истцов решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжалуется.
Административные истцы Григорян С.С., Дивненко К.С., Судаков О.Н., Голубева Л.С., Новиков Р.С., представитель заинтересованного лица администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством телефонной и почтовой связи.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административных истцов, представителей ответчика и заинтересованных лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
13 июня 2013 года заместитель генерального директора Некоммерческого партнерства "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое Дело" обратился к Председателю Комитета по культуре Санкт-Петербурга с предложением установить мемориальную доску А.В. Колчаку по адресу дома N 3 по улице Большая Зеленина со следующим текстом: "В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский полярный исследователь и ученый, офицер Морского Генерального Штаба, адмирал, Георгиевский кавалер, герой Первой мировой войны, Верховный Правитель России Александр Васильевич Колчак", представив историческую справку о биографии и деятельности Колчака А.В., просил рассмотреть указанное предложение на Совете по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга (л.д." ... ").
Документы с предложением об установлении мемориальной доски А.В. Колчаку поступили в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, согласно ответу которого, дом N 3 по улице Большая Зеленина не отнесён к числу объектов (выявленных объектов) культурного наследия (л.д." ... ").
Вопрос об установке мемориальной доски А.В. Колчаку рассмотрен на заседании Совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга 31 октября 2013 года. По результатам рассмотрения Совет по мемориальным доскам принял решение поддержать предложение НП "Белое дело" об установке мемориальной доски А.В. Колчаку, но с иной редакцией текста - "В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак".
19 февраля 2015 года Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление N 148 "Об установке мемориальной доски А.В. Колчаку", которым в целях увековечения памяти выдающегося русского офицера, учёного и исследователя А.В. Колчака разрешено установить в 2015 году на фасаде дома N 3 по улице Большой Зелениной мемориальную доску с текстом в редакции предложенной Советом по мемориальным доскам.
Этим же постановлением предусмотрено, что проектирование, изготовление, установка, а также последующие ремонт и реставрация мемориальной доски осуществляются за счёт средств Некоммерческого партнерства "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое Дело" в соответствии с Порядком установки, обеспечения сохранности и демонтажа мемориальных досок в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2012 N 1371 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге"; обязанность по обеспечению сохранности и надлежащего содержания мемориальной доски возложена на НП "Белое дело"; администрации Петроградского района Санкт-Петербурга совместно с партнерством предписано организовать и провести церемонию открытия мемориальной доски (л.д. " ... ").
Мемориальная доска А.В. Колчаку установлена на фасаде дома N 3 по улице Большой Зелениной 12 ноября 2016 года.
Удовлетворяя административный иск в части требований об оспаривании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года N 148 и возлагая на административного ответчика обязанность демонтажа мемориальной доски, суд первой инстанции пришёл к выводу о несоблюдении Советом по мемориальным доскам требований Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 706-131 "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге", указав, что при принятии решения о поддержке предложения НП "Белое дело" об установке памятной доски А.В. Колчаку, члены Совета по мемориальным доскам не оценивали деятельность А.В. Колчака в период 1918-1920 годов, когда он возглавлял созданное им в городе Омск Правительство, а также обстоятельства указанные в Определении Военного суда Забайкальского военного округа от 26 января 1999 года и послужившие основанием для отказа в его реабилитации. При этом, суд первой инстанции в постановленном по делу решении согласился с доводами истцов о том, что установка мемориальной доски, накладывает на всех без исключения граждан Российской Федерации, в том числе истцов, обязанность чтить память о человеке которому такая доска установлена и с уважением относится к его заслугам, в связи с чем признал обоснованными утверждения истцов о нарушении их конституционного права на соблюдение государством таких ценностей как уважение к памяти предков, веру в добро и справедливость. По мнению суда, высказанному в решении, постановление государственного органа об установлении мемориальной доски должно соответствовать высшим нравственным ценностям общества, разделяемым всеми его членами.
Приведённые в решении выводы суда первой инстанции, за исключением суждения об обязанности всех граждан государства, чтить память о человеке которому установлена мемориальная доска, следует признать правильными.
Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В силу названных выше положений Конституции Российской Федерации нельзя согласиться с выводом суда о том, что оспариваемое истцами Постановление Правительства Санкт-Петербурга, равно как и установка мемориальной доски А.В. Колчаку, обязывает всех граждан Российской Федерации, включая истцов, относиться в А.В. Колчаку с уважением, чтить о нём память и передавать такое отношение последующему поколению.
В связи с изложенным, представляется обоснованным довод апелляционной жалобы НП "Белое дело" о том, что установка мемориальной доски не препятствует открытому выражению истцами своего мнения о Колчаке А.В.
Данный вывод подтверждается материалами дела.
В частности, истец Барсуков О.В. в своих возражениях на высказанную в ходе рассмотрения дела позицию представителя НП "Белое дело" сам приводит пример реализации гражданами конституционного права на свободу выражения своего негативного отношения к личности Колчака А.В. и установленному ему в городе Иркутск памятнику (л.д. " ... ").
Несостоятелен и вывод суда первой инстанции о том, что установка мемориальной доски возможна только человеку, имеющему безупречную репутацию и принесшему безусловную пользу обществу. Указанные судом критерии личности человека, об увековечении памяти которого Советом по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга разрешается вопрос, Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 706-131 "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге" не установлены.
Кроме того, само по себе отстаивание Колчаком А.В. своих взглядов на политическое устройство России посредством вооружённого противостояния частям Красной армии в 1918-1920 годах, непринятие им идей Октябрьской революции 1917 года, не могут умалять его заслуг перед российским государством, названных в ходатайстве Некоммерческого партнерства "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое Дело" к Комитету по культуре Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски А.В. Колчаку, и служить основанием для вывода о нарушении прав истцов.
Указом Президента Российской Федерации от 07 ноября 1996 года N 1537, в целях исключения противостояния политических сил, единения и консолидации российского общества день 07 ноября объявлен Днём согласия и примирения.
С указанной даты событие вооружённого захвата власти Российской социал-демократической рабочей партией (большевиков) 25 октября 2017 года, в последующем послужившее причиной гражданской войны в 1918-1920 годах, не рассматривается в качестве национального достояния и не отмечается днём национального государственного праздника.
Названным Указом Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписывается необходимость принятия мер по приведении в надлежащее состояние памятников жертвам революций, гражданской войны, политических репрессий независимо от их политической принадлежности.
Таким образом, в Российской Федерации имеют право на существование (установку и сохранение) памятники (мемориальные доски) выдающимся личностям, имеющим заслуги перед российским государством, независимо от их политических взглядов и стороны их участия в гражданской войне 1918-1920 годов.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 706-131 "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге", мемориальная доска является государственным памятным знаком, устанавливаемым на фасаде здания либо в помещении. Мемориальная доска устанавливается в целях увековечения памяти о выдающейся личности, жизнь и деятельность которой были связаны с Санкт-Петербургом, либо выдающемся историческом событии (факте), произошедшем в Санкт-Петербурге.
Текст на мемориальной доске должен содержать краткую характеристику события, которому посвящена мемориальная доска, указание на связь события с конкретным адресом, по которому мемориальная доска установлена, а также даты, указывающие период, в течение которого выдающаяся личность или событие были каким-либо образом связаны с данным адресом.
В силу статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 706-131, основаниями для принятия решения об установке мемориальной доски являются признание значения события для развития общества и культуры, наличие особого вклада выдающейся личности в определенную сферу деятельности, официально признанных достижений в науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте, государственной, общественной, политической, военной и производственной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года, решение об установке мемориальной доски принимается в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга. В целях подготовки и принятия решения об установке мемориальной доски Правительство Санкт-Петербурга создает коллегиальный совещательный орган, включающий не менее трех депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направляемых в соответствии с решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Положение о таком коллегиальном совещательном органе утверждается Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2012 N 1371 утвержден Порядок проведения мониторинга предложений и принятия решений об установке мемориальных досок в Санкт-Петербурге.
Мониторинг проводится Комитетом по культуре два раза в год в целях определения наличия оснований для установки мемориальных досок в Санкт-Петербурге, при проведении мониторинга Комитет рассматривает поступившие предложения на предмет их соответствия требованиям, установленным в пункте 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 706-131 "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге".
В случае соответствия предложения требованиям Комитет в письменной форме уведомляет федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Санкт-Петербурга и иных субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и юридических лиц, направивших предложение (далее - инициаторы), о передаче предложений на рассмотрение Совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга и передает указанные предложения на рассмотрение Совета.
Предложения, направленные Комитетом в Совет по результатам мониторинга, рассматриваются Советом в соответствии с Положением о Совете, принятие Советом решения об установке мемориальной доски на фасаде здания, выходящем на проезд (аллею, бульвар, переулок, проспект, площадь, улицу, шоссе и др.), является основанием для подготовки проекта правового акта Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски.
Решение Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски принимается с учётом решения, принятого Советом, и заключения КГИОП при условии соответствия установки мемориальной доски требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Из содержания приведённых норм права следует, что основанием для подготовки проекта правового акта Правительства Санкт-Петербурга об установки мемориальной доски является положительное решение Совета по мемориальным доскам. Проведение общественных слушаний по поводу установки мемориальной доски, о нарушении права на которые ссылаются истцы, законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что в обоснование предложения об установке мемориальной доски и подтверждение заслуг А.В. Колчака как исторической личности НП "Белое дело" представило на рассмотрение историческую справку, составленную докторантом Санкт-Петербургского Института истории РАН, кандидатом исторических наук А., в которой приведены биографические данные А.В. Колчака, сведения о деятельности А.В. Колчака как участника полярных экспедиций, океанографа, о службе адмирала в составе Российского Императорского военно-морского флота, участия в Белом движении (л.д." ... ").
Сведения о результатах рассмотрения судебными инстанциями вопроса о посмертной реабилитации А.В. Колчака в справке не приводятся, указанная информация при принятии решения об установке мемориальной доски членами Совета не обсуждалась.
Как видно из представленной в материалы дела выписке из протокола Совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга 31 от октября 2013 года (л.д." ... "), на заседании выступила секретарь К., проинформировала членов Совета о предложении НП "Белое дело", зачитала информацию Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, о том, что дом N 3 по улице Б. Зеленина не является объектом культурного наследия и установка мемориальной доски на фасаде возможна; огласила краткую историческую справку о Колчаке А.В., акцентировала внимание членов Совета на неоднозначной трактовке личности и заслуг А.В. Колчака среди современных историков; сообщила, что А.В. Колчак являлся ученым-океанографом, полярным исследователем, участником полярных экспедиций 1900-1903 годов, имевших большое научное значение; во время русско-японской войны 1904-1905 годов участвовал в обороне Порт-Артура, за отличия отмечен Золотым оружием и другими наградами, являлся героем Первой мировой войны и Георгиевским кавалером; председатель Совета П. обратил внимание членов Совета на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 года N 433 острову, расположенному в Таймырском заливе Карского моря, возвращено первоначальное наименование "остров Колчака", в 2004 году в Иркутске установлен памятник А.В. Колчаку, также память об А.В. Колчаке увековечена путём установки мемориальных досок в разных городах Российской Федерации.
Между тем, 26 января 1999 года Военный суд Забайкальского военного округа при рассмотрении уголовного дела по заключению военного прокурора Забайкальского военного округа от 11 апреля 1998 года на постановление Иркутского военно-революционного комитета от 06 февраля 1920 года, на основании которого бывший Верховный правитель России, адмирал А.В. Колчак был расстрелян, установилобстоятельства, которые, как правильно указал суд первой инстанции, должны были обсуждаться на заседании Совета по мемориальным доскам, как характеризующие личность Колчака А.В.
Так, по результатам рассмотрения дела Военный суд Забайкальского военного округа признал А.В. Колчака не подлежащим реабилитации, а вынесенное в отношении него постановление Иркутского военно-революционного комитета от 06 февраля 1920 года обоснованным, указав, что имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что в 1918-1920 гг. по распоряжению и с ведома Колчака А.В. проводились военные действия против Советской России, массовые репрессии в отношении мирного населения, красноармейцев и сочувствующих им войск; предпринятая в отношении А.В. Колчака мера воздействия в виде расстрела, несмотря на его предыдущие заслуги, касалась именно этой стороны его деятельности и, в сложившейся на тот период ситуации, была обоснованной.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В ходе судебного разбирательства административный ответчик не представил доказательств, что при принятии оспариваемого решения Советом по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга проведена всесторонняя оценка деятельности А.В. Колчака, а также рассмотрены обстоятельства, послужившие основанием к отказу в посмертной реабилитации адмирала, в связи с чем суд первой инстанции имел основания для вывода о том, что обжалуемое Постановление не соответствует требованиям Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 706-131 "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге", устанавливающего основания принятия таких решений.
Несмотря на то, что Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 706-131 "О мемориальных досках в Санкт-Петербурге" непосредственно не предусматривает критериев личности человека, вследствие которых увековечивание о нём памяти посредством установки мемориальной доски невозможно, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что принятие такого решения не должно противоречить общепринятым традиционным нормам морали и нравственности, формирующим устои общества, а также порождать социальную ненависть или вражду (пункт 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы о пропуске административными истцами установленного законом срока на обращение в суд несостоятелен.
В соответствии со статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из пояснений административных истцов следует, что о принятом 19 февраля 2015 года Правительством Санкт-Петербурга Постановление N 148 им стало известно в августе-сентябре 2016 года из средств массовой информации. Доказательств более ранней осведомленности истцов об оспариваемом постановлении материалы дела не содержат.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года N 148 нормативно-правовым актом не является, не был опубликован на официальных информационных источниках Администрации Санкт-Петербурга. Довод заинтересованного лица о размещении оспариваемого решения в системах "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс" несостоятелен, поскольку административным истцам не может вменяться в обязанность отслеживать сведения относительно размещения ненормативных решений исполнительных органов власти в указанных правовых ресурсах справочного характера.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 24 января 2017 года по делу N 2а-185/17, оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Мемориально-просветительский и историко-культурный центр "Белое дело" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.