Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Горященко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кирша Е.П. на постановление старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сорочинскому городскому округу, Тоцкому и Красногвардейскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 06 апреля 2017 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Кирша Е.П.,
установил:
постановлением старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сорочинскому городскому округу, Тоцкому и Красногвардейскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области Коваленко В.А. от 06 апреля 2017 года N(должность) муниципального бюджетного учреждения культуры "учреждение" (далее - МБУК "учреждение", учреждение) Красногвардейского района Оренбургской области Кирш Е.П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено, исключено из раздела о привлечении Кирша Е.П. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ указание на следующие нарушения:
- в (название) сельском клубе (далее - СК) ((адрес)) - п. 6.28 СНиП 29-01-97*, на путях эвакуации из зала имеются перепады высот (поперек проложены трубы отопления, выступающие выше уровня пола) без пандусов уклоном не более 1:6; на путях эвакуации в лестничную клетку из фойе выполнена лестница с криволинейным ступенями (п. 14 постановления);
- в (название) СК ((адрес)) - п. 6.28 СНиП 29-01-97*, из зрительного зала на путях эвакуации имеется перепад высот (выше уровня пола проложена труба) без пандусов уклоном не более 1:6 (п. 22 постановления); п. 6.28 СНиП 29-01-97* - в коридоре на путях эвакуации имеется перепад высот ступень, без пандусов уклоном не более 1:6 (п. 23 постановления); п. 6.28 СНиП 29-01-97* - на путях эвакуации из фойе в лестничную клетку выполнены лестницы с криволинейными ступенями, и ступенями различной высоты (факт. 12-24) и шириной (п. 24 постановления);
- в библиотеке ((адрес)) отсутствуют ограждения выходной площадки эвакуационного выхода из библиотеки при высоте площадки и марша от уровня земли более 45 см (п. 32 постановления).
В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Кирш Е.П. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснение Кирша Е.П., поддержавшего доводы жалобы, допросив свидетелей, прихожу к следующему.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что в период с 13 по 30 марта 2017 года на основании распоряжения начальника ОНД по Сорочинскому городскому округу, Тоцкому и Красногвардейскому районам Оренбургской области ГУ МЧС России по Оренбургской области от 22 февраля 2017 года N в отношении МБУК "учреждение" Красногвардейского района Оренбургской области проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий, расположенных по адресам в Красногвардейском районе Оренбургской области: (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес).
Основанием для привлечения Кирша Е.П. к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о нарушении Учреждением, директором которого является названное лицо, требований пожарной безопасности, отраженных в акте проверки от 30 марта 2017 года N, а именно:
общие нарушения для всех объектов проверки:
- в отношении каждого объекта руководителем, иным уполномоченным должностным лицом организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, не утверждена (отсутствует) инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 (далее по тексту - ППР в РФ);
- руководителем организации не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (п. 3 ППР в РФ);
- руководитель организации не обеспечивает во всех помещениях наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР и РФ);
- приказом по организации не назначено лицо, ответственное за техническое обслуживание огнетушителей, прошедшее в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способное самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей (п. 4.3.3 "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (далее - СП 9.13130.2009);
- на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (п. 12 ППР в РФ);
- на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (п. 38 ППР в РФ);
- во всех зданиях (помещениях) планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям "ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (далее - ГОСТ 12.2.143-2009), а именно: отсутствует текстовая часть, не обозначено место размещения самого плана, размеры плана менее чем 60 x 40 см, план выполнен без применения фотолюмицисцентных материалов (п. 6.1.4 "ГОСТ Р 12.4.026-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальные. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (далее - ГОСТ 12.4.026-2001), п. п. 6.2.3, 6.2.4, 6.2.7 - ГОСТ 12.2.143-2009);
- здания не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением от пожарных гидрантов или пожарных водоемов (при отсутствии водопровода) с объемом воды, обеспечивающим тушение пожара в течение трех часов, с учетом их расположения на расстоянии не более 200 м (п. 2.11 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1" (далее - СНиП 2.04.02-84); п. п. 4.1, 5.2 таблица 2 прим. 3 п. 8.6, 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130.2009);
- руководитель организации не обеспечивает обработку (глубокую пропитку антипиренами) деревянных конструкций сценической коробки (планшета сцены - настила), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительном зале огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия (п. 1.44; 1.57 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (далее - СНиП 2.08.02-89*); п. 108 ППР в РФ, п. 5.4.11., 5.4.12 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013), ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- руководитель организации не обеспечивает периодичность осмотра и проверки огнетушителей (не реже 1 раза в квартал) с записью в паспорт и журнал огнетушителей (п. 478 ППР в РФ; п. п. 4.3.5, 4.3.16, 4.5.1 СП 9.13130.2009);
- приказом по организации не назначено лицо, ответственное за техническое обслуживание огнетушителей, прошедшее в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способное самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей (п. 4.3.3 СП 9.131 30.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- на объектах, оборудованных системами противопожарной защиты, отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 ППР в РФ);
- в зданиях не предусмотрено аварийное эвакуационное освещение в коридорах и проходах по маршруту эвакуации, в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия, на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом, перед каждым эвакуационным выходом, в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации, в местах размещения первичных средств пожаротушения (п. 7.74 СНиП 23-05-95, п. 4.3.1 СП 1.1330.2009, п. 7.105 СП 52.13330.2011, п. 43 ППР в РФ; п. 13.14.12 СП 5.13130.2009);
- в помещениях, где расположен приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации отсутствует аварийное освещение (п. 13.14.12, п. 13.14.13 СП 5.13130.2009; ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- руководителем не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей) с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 ППР в РФ), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В районном (название) (Красногвардейский район, (адрес)):
- в помещениях цокольного этажа здания с выходом в коридор первого этажа размещаются (хранятся) горючие материалы (п. 4.6 СНиП II- А.5-62, п. 6.9* СНиП 21- 01-97*, п. 23 (г) ППР в РФ);
- в левой лестничной клетке не предусмотрено верхнее естественное освещение (п. 2.15, 3.10 СНиП 2.08.02-85, п. 6.1.13 СП 1.13130.2009);
- в дверных проемах складских помещений, кладовых, электрощитовой установлены непротивопожарные двери 2-го типа (п. 3.21 СНиП 2.08.02-85, п.п. 1.55, 1.61, 1.82 СНиП 2.08.02-89*, СНиП п. 7.4, 7.20, 5.14 СНиП 21-01-97*, п. 5.4.2 СП 4.13130.2013);
- в здании районного Дома культуры с уклоном кровли свыше 12% (фактически 19,8%) и высотой до карниза более 7 м (фактически 8,2 метра) отсутствуют ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772 (п. 4.4 СНиП II-Л.2-72*, п. 2.8 СНиП 2.01.02-85*, п. 8.11 СНиП 21-01-97*);
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными крапами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5л/с (п. 3.2 табл. 3 СНиП II-Г.1-62, п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70, п. 3.51 *приложение 7* СНиП 2.08.02-89*, п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в методическом кабинете допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 41 (в) ППР в РФ);
- пожарные шкафы (ПК) выполнены из горючих материалов, не имеют элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении, и пожарный кран в лестничной клетке не оборудован пожарными рукавами, стволами и вентилями (п. 57 ППР в РФ);
- руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности имеющихся источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов и перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (п. п. 55, 57 ППР в РФ) ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации первого и второго этажей для покрытий пола применяются материалы (деревянные полы, линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 (ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СНиП 21-01-97*);
- на дверях лестничных клеток здания неисправно приспособление для самозакрывания (п. 62 ППР в РФ);
- под лестничным маршем хранятся горючие материалы (п. 23 (к) ППР в РФ);
- из подвального (цокольного) этажа менее 300 кв.м выход выполнен в коридор 1-го этажа, не предусмотрен выход непосредственно наружу или через лестничную клетку с обособленным выходом (п. 6.9*, 7.23* 4.6 СНиП II-A.5-62, СНиП 21-01-97*);
- покрытие пола в зрительном зале выполнено материалом (ковролином) класса более, чем КМ2 (п. 6 ст. 134 табл. 29 Федерального закона N 123-Ф3), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (не реже 1 раза в год) (п. 21 ППР в РФ; п. 5.2.4.12 СП 4.13130.2009);
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными кранами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5л/с (п. 3.2 табл. 3 СНиП II-Г.1-62, п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70, п. 3.51. приложение 7 СНиП 2.08.02-89*, п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- огнетушитель, расположенный в административном помещении не на видном месте, не вблизи от выхода из помещения и на высоте более 1,5 метра (фактически на шкафу) (п. 480 ППР в РФ);
- допускается эксплуатация электропроводов в танцевальном зале с видимыми нарушениями изоляции (п. 41 (в) ППР в РФ), ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч.6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. 4.3.2, 6.25 СНиП 21-01-97*);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (пластиковые панели) с более высокой пожарной опасностью, чем: Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г`2, ВЗ, Д2, Т2 ? для отделки стен в общих коридорах, холлах и фойе (п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п.6.25 СНиП 21-01-97*), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- стропила и обрешетка кровли здания, выполненных из горючих материалов, не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности (п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- огнетушитель расположен в административном помещении не на видном месте, не вблизи от выхода из помещения и на высоте более 1,5 метра (фактически на шкафу) (п. 480 ППР в РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч.6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п.4.3.2, 6.25 СНиП 21-01-97*);
- из зала отсутствует второй эвакуационный выход (п. 4.6 СНиП II-A.5-62; п. 3.3 СНиП II- Л.2-62; п. 6.12 СНиП 21-01-97; п. 6.2.1 СП 1.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- стропила и обрешетка кровли здания, выполненные из горючих материалов, не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности (п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными кранами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5 л/с (п. 32 табл. 3 СНиП II-Г.1-62; п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70; п. 3.51. *приложение 7* СНиП 2.08.02-89*; п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009) ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- пожарные шкафы (ПК) выполнены из горючих материалов, не имеют элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Не обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов и пожарный кран не оборудован пожарными рукавами, стволами и вентилями (п. 57 ППР в РФ), ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- на путях эвакуации из зала имеются перепады высот (поперек проложены грубы отопления, выступающие выше уровня пола) без пандусом уклоном не более 1:6 (п. 4.7 СНиП 2.01.02-85*; п. 6.28 СНиП 21-01-97*; п. 36 "а" ППР в РФ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РГ12, ДЗ. 12 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч.6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СНиП 21-01-97*);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ. Д2, 1 2 для отделки стен в общих коридорах, холлах и фойе (п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. 6.25 СНиП 21-01-97*);
- на путях эвакуации в лестничную клетку из фойе выполнена лестница с криволинейным ступенями (п. 6.28 СНиП 21-01-97*; п. 6.1.9 СП 1.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В СК (название) ((адрес)):
- не организована проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (не реже раз в год) (п. 21 ППР в РФ; п. 5.2.4.12 СП 4.13130.2009), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- допускается эксплуатация электрочайника, не имеющего устройства тепловой защиты (п. 41 (г) ППР в РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, N 12, ДЗ, Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СНиП 21-01-97*), ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В СК (название) ((адрес)):
- не организована проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (не реже раз в год) (п. 21 ППР в РФ; п. 5.2.4.12 СП 4.13130.2009), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч.6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СНиП 21-01-97*);
- лестница из зала к эвакуационному выходу выполнена уклоном более чем 1:1 и с высотой проступи более 22 см (п. 3.5 СНиП П-Л.2-62; п. 6.30 СНиП 21- 01-97*; п. 2 ч. 1 ст. 53 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.4.2 СП 1.1330.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ)
В (название) СК ((адрес)):
- не организована проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (не реже раз в год) (п. 21 ППР в РФ; п. 5.2.4.12 СП 4.13130.2009);
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными кранами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5 л/с (п. 32 табл. 3 СНиП II-Г.1-62; п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70; п. 3.51. *приложение 7* СНиП 2.08.02-89*; п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- пожарные шкафы (ПК) выполнены из горючих материалов, не имеют элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Не обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов и пожарный кран не оборудован пожарными рукавами, стволами и вентилями (п. 57 ППР в РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч.6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- из зрительного зала на путях эвакуации имеется перепад высот (выше уровня пола проложена труба) без пандусов уклоном не более 1:6 (п. 4.7 СНиП 2.01.02-85*; п. 3.13 СНиП2.08.02-85; п. 6.28 СНиП 21-01- 97*; п. 36 (б) ППР в РФ);
- в коридоре на путях эвакуации имеется перепад высот ступень, без пандусов уклоном не более 1:6 (п. 4.7 СНиП 2.01.02-85*; п. 3.13 СНиП 2.08.02-85; п. 6.28 СНиП 21-01 - 97*; п. 36 (б) ППР в РФ);
- на путях эвакуации из фойе в лестничную клетку выполнены лестницы с криволинейными ступенями, и ступенями различной высоты (факт. 12-24) и шириной (п. 6.28 СНиП 21-01-97*; п. 6.1.9 СП 1.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- стропила и обрешетка кровли здания, выполненные из горючих материалов, не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности (п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года);
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 41 (в) ППР в РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч.6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*), ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- не организована проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (не реже раз в год) (п. 21 ППР в РФ; п. 5.2.4.12 СП 4.13130.2009), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- загромождены пути эвакуации тамбура из зрительного зала непосредственно наружу (п. 36 (б), п. 23 (ж) ППР в РФ), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2 ППР в РФ (фактически огнетушители отсутствуют) (п. 70, п. 478 ППР в РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- в дверном проеме электрощитовой установлены не противопожарные двери 2-го типа (п. 3.21 СНиП 2.08.02-85; п. п. 1.55, 1.61, 1.82 СНиП 2.08.02-89*; п. п. 7.4, 7.20, 5.14 *СНиП 21-01-97*; п. 5.4.2 СП 4.13130.2013);
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными кранами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5 л/с (п. 32 табл. 3 СНиП II-Г.1-62; п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70; п. 3.51. *приложение 7* СНиП 2.08.02-89*; п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- огнетушитель расположен в административном помещении не на видном месте, не вблизи от выхода из помещения и на высоте более 1,5 метра (фактически 1,8м.) (п. 480 ППР в РФ);
- допускается эксплуатация электропроводов в танцевальном зале с видимыми нарушениями изоляции (п. 41 (в) ППР в РФ);
- пожарные шкафы (ПК) выполнены из горючих материалов, не имеют элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Не обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов, пожарный кран не оборудован пожарными рукавами, стволами и вентилями (п. 57 ППР в РФ), ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- из зрительного зала с числом посадочных мест более 50 (фактически 80 посадочных мест) отсутствует второй эвакуационный выход (п. 4.2.1 СП 1.13130.2009; п. 6.12* СНиП 21-01-97*), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В библиотеке, расположенной по адресу: (адрес):
- не организована проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (не реже одного раза в год) (п. 21 ППР в РФ; п. 5.2.4.12 СП 4.13130.2009), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- отделка стен на путях эвакуации (в коридоре из актового зала) выполнена материалом (стеновые панели) с пожарной опасностью более чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г 2. ВЗ, Д2, Т2 (п. 6.25* СНиП 21-01-97*; п. 4.3.2. СП 1.13130.2009);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- отсутствуют ограждения выходной площадки эвакуационного выхода из библиотеки при высоте площадки и марша от уровня земли более 45 см (п. 33 ППР в РФ; п. 6.28* СНиП 21-01-97*; п. 6.5 СП 118.13330.2012), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В библиотеке, расположенной по адресу: (адрес):
- помещения здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 1 ст. 84, 91 Федерального закона от N 123-Ф3; прил. А табл. А 1. п. 9 НПБ 110-03 табл.1 п. 9 СП 5.13.130.2009; п. 6 табл. 2 СП 3.13130.2009; п. 9 табл. 2. НПБ 104-03), ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- на дверях лестничной клетки здания отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнениями в притворах (п. 62 ППP в РФ; ч. 8 ст. 88 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009; п. 6.18 СНиП 21- 01-97*), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- деревянные элементы чердачного покрытия (обрешетка и стропила) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012);
- руководителем объекта не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (склада, газовой котельной), обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона N 123-ФЗ (п. 20 ППР в РФ);
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными кранами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5 л/с (п. 32 табл. 3 СНиП II-Г.1-62; п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70; п. 3.51. *приложение 7* СНиП 2.08.02-89*; п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- на дверях лестничной клетки здания отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнениями в притворах (п. 62 ППP в РФ; ч. 8 ст. 88 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009; п. 6.18 СНиП 21- 01-97*), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В (название) СК ((адрес)):
- в помещениях цокольного этажа здания с выходом в коридор первого этажа размещаются (хранятся) горючие материалы (п. 4.6 СНиП II-A.5-62; п. 6.9* СНиП 21-01-97*; п. 23 (г) ППР в РФ);
- здание (с эстрадой и при вместимости зрительного зала до 700 мест) не обеспечено внутренним противопожарным водопроводом (пожарными кранами) с числом струй (пожарных кранов) не менее двух и расходом каждого не менее 2,5 л/с (п. 32 табл. 3 СНиП II-Г.1-62; п. 3.6 табл. 5 СНиП II-Г.1-70; п. 3.51. *приложение 7* СНиП 2.08.02-89*; п. 4.1.1 табл. 1 СП 10.13130.2009), ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ)
- пожарный кран в лестничной клетке не оборудован пожарными рукавами, стволами и вентилями (п. 57 ППР в РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ);
- из подвального (цокольного) этажа менее 300 кв.м выход выполнен в коридор 1-го этажа, не предусмотрен выход непосредственно наружу или через лестничную клетку с обособленным выходом (4.6 СНиП II-А.5-62; п. п. 6.9*, 7.23* СНиП 21-01.97*);
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*);
- центральная лестница выполнена открытого типа, вестибюль и коридор 1-го и 2-го этажей не отделены от лестничной клетки противопожарными перегородками, обычными дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 6.43, п. 7.24, п. 6.44 СНиП 21-01-97*), ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В СК (название) ((адрес)):
- деревянные элементы чердачного покрытия (обрешетка и стропила) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В СК (название) ((адрес)):
- деревянные элементы чердачного покрытия (обрешетка и стропила) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В СК (название) ((адрес)):
- деревянные элементы чердачного покрытия (обрешетка и стропила) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В СК (название) ((адрес)):
- деревянные элементы чердачного покрытия (обрешетка и стропила) здания не подвергнуты огнезащитной обработке (п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ)
- в коридорах на путях эвакуации применяются материалы (деревянные полы) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ. Т2 - для покрытий пола (ч. 4 ст. 4, ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-Ф3; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. п. 4.3.2, 6.25 СПиП 21-01-97*), ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения должностного лица Кирша Е.П. к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
Судья районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица пришел к выводу об исключении из обвинения Кирша Е.П. по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ указания нарушение п. 6.28 СНиП 29-01-97*, поскольку судьей установлено, что здания соответствовали требованиям пожарной безопасности, действующим на момент их сдачи в эксплуатацию, реконструкции или капитальному ремонту не подвергались, а потому положения п. 6.28 СНиП 29-01-97* не подлежат применению. Выводы судьи являются верными, оснований не согласиться с ними не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении проверки; актом проверки; протоколами об административных правонарушениях и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Кирша Е.П. правильно квалифицированы по частям 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В жалобе заявитель настаивает на прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что не является субъектом вмененных административных правонарушений, поскольку все здания, в которых выявлены нарушения правил пожарной безопасности, находятся на балансе сельсоветов муниципального образования (далее - МО) "название", и со всеми сельсоветами заключены соглашения, предметом которых является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами культуры.
Довод автора жалобы нельзя признать состоятельным, поскольку на основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как следует из материалов дела, на основании соглашений, заключенных между администрацией МО "название" Оренбургской области и администрациями МО сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области, органам местного самоуправления муниципального района передана часть полномочий органов местного самоуправления сельских поселений, а именно: в части создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, а также организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (л.д. 43-66).
Согласно Уставу МБУК "учреждение" Красногвардейского района создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления МО "название" Оренбургской области в сфере культуры, предусматривающим организацию досуга и приобщения жителей Красногвардейского района к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам, организацию библиотечного, библиографического и информационного обслуживания, обеспечения прав населения на доступ к информации и библиотечным фондам, содействия комплектованию библиотек (л.д. 16).
Учредителем МБУК "учреждение" Красногвардейского района является МО "название" Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет отдел культуры администрации МО "название" Оренбургской области.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы достоверно установлено, что все здания, в которых размещается МБУК "учреждение" Красногвардейского района совместно с филиалами (за исключением районного (название), расположенного по адресу: Красногвардейский район, (адрес)), находятся на балансе у сельских советов МО "название" Оренбургской области и эксплуатируются учреждением на основании устного соглашения, достигнутого между администрацией МО "название" Оренбургской области и администрациями МО сельсоветов Красногвардейского района Оренбургской области. Здания, в которых располагаются филиалы МБУК "учреждение" Красногвардейского района, специально предназначены для размещения сельских домов культуры. Указанное обстоятельство не оспаривается (должность) учреждения Кирша Е.П.
Практически все здания, которые эксплуатируются МБУК "учреждение" Красногвардейского района, представляют собой самостоятельные постройки, в которых располагается лишь учреждение.
Ссылка заявителя на то, что наряду с учреждением часть зданий эксплуатируются иными организациями (например, (название) СК, где наряду с МБУК "учреждение" Красногвардейского района спортивный зал используется МБОУ "(название)"; (название) СК, где часть здания занимает администрация МО "(название)" и часть здания арендует (название) почтовое отделение; библиотека в (адрес) располагается в здании совместно с администрацией сельского совета; (название) СК - совместно с администрацией сельского совета и почтовым отделением), не влечет удовлетворения жалобы.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы достоверно установлено, что должностным лицом нарушения требований пожарной безопасности выявлены именно в тех помещениях, которые эксплуатируются именно МБУК "учреждение" Красногвардейского района.
В Уставе закреплено, что учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по противопожарной безопасности. Руководитель учреждения, которым является Кирша Е.П., несет ответственность за результаты деятельности учреждения.
Поскольку МБУК "учреждение" Красногвардейского района фактически осуществляет пользование зданиями с нарушением требований пожарной безопасности, обоснованность привлечения директора МБУК "учреждение" Красногвардейского района Кирша Е.П. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Из ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Вопреки доводам заявителя материалы дела не содержат доказательств того, что Федеральным законом N 123-ФЗ установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона.
Признавая необоснованным довод заявителя о том, что здание, принадлежащее заявителю, введено в эксплуатацию по ранее действующим нормативным документам, в связи с этим требования Федерального закона N 123-ФЗ на него не распространяются, необходимо отметить, что ч. 4 ст. 4 названного Закона не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи, и направлены на иную оценку представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не усматривается.
Постановление о привлечении Кирша Е.П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем суд второй инстанции при рассмотрении жалобы учитывает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ) предусматривала ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи.
Часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ) предусматривала ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ) предусматривала ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Между тем Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ, вступившим в силу 09 июня 2017 года, в ст. 20.4 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 20.4 изложена в следующей редакции:
"Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей".
Части 3 - 5 ст. 20.4 КоАП РФ утратили силу.
То есть указанный Закон смягчил административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ.
Поскольку постановление о назначении административного наказания в отношении Кирша Е.П. на момент рассмотрения настоящей жалобы не исполнено, на него распространяются положения Федерального закона от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
В этой связи суд второй инстанции считает необходимым переквалифицировать действия Кирша Е.П. с ч.ч. 1, 3 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ) на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
Переквалификация действий Кирша Е.П. согласуется с правовой позицией, выраженной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Изменение состоявшегося по настоящему делу судебного акта в указанной части ухудшение положения Кирша Е.П. не влечет.
При назначении наказания судья областного суда учитывает характер совершенного Киршем Е.П. административного правонарушения, личность виновного, в том числе отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих обстоятельств (привлечение лица впервые).
Поскольку в результате допущенных (должность) МБУК "учреждение" Киршем Е.П. нарушений требований пожарной безопасности создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для назначения ему наказания в виде предупреждения не имеется. Суд считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В остальной части состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда отмене или изменению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сорочинскому городскому округу, Тоцкому и Красногвардейскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 06 апреля 2017 года, с внесенными в него изменениями решением судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2017 года, и решение судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Кирша Е.П. изменить.
Действия Е.П. переквалифицировать с ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03 июня 2011 года N 120-ФЗ) на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ), по которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.