Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Тингаева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Кассиопея" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЦ Кассиопея" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5568 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала N.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 10 807 320,96 рублей. В соответствии с отчетом N16-12/2016 от 19 декабря 2016 года рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 1 631 424 рубля.
Завышение кадастровой стоимости земельных участков приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес), земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 апреля 2012 года в размере 1 631 424 рубля.
В судебном заседании представитель административного истца Тингаев Д.Н. заявленные требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной.
Представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, представители заинтересованных лиц администрации г. Орска Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением правительства (адрес) от 24 декабря 2012 г. N 1122-п в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановлением правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1234-п "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2012 году на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области.
Из материалов дела следует, что ООО "АЦ Кассиопея" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5568 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 мая 2015 года.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 11 апреля 2012 года в размере 10 807 320,96 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N16-12/2016 от 19 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком ООО "***" Д.О.О., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков РАО.
Указанным отчётом по состоянию на 01 января 2012 года определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 1 631 424 рубля.
Согласно представленному экспертному заключению N66/210317/01 от 22 марта 2017 года, подготовленного экспертом Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков М.А.А., отчет N16-12/2016 от 19 декабря 2016 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N является обоснованной.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
ООО "АЦ Кассиопея" с соблюдением требований статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 21 декабря 2016 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Комиссии N557 от 13 января 2017 года отказано в удовлетворении заявления.
Основанием отказа явилось несоответствие отчета об оценке требования статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно: рыночная стоимость объекта недвижимости рассчитана по состоянию на 1 января 2012 года, при этом сведения о земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 11 апреля 2012 года.
Вместе с тем, в соответствии с письмом руководителя регионального отделения Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков С.Н.С. от 15 марта 2017 года, срок экспозиции земельных участок коммерческого назначения в г.Орске достаточно высок и составляет 6-12 месяцев, в результате чего динамика цен на данном сегменте рынка незначительна и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N при изменении даты оценки с 01 января 2012 года на 11 апреля 2012 года не изменится.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что отчет получил положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков, что в полной мере соответствует как требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные в материалы настоящего дела отчёт о рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение на этот отчёт, сторонами не оспорены. Отчет об оценке составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщиком осуществлен осмотр земельного участка и расположенного на нем здания, произведена фотофиксация. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в г. Орске, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 19 декабря 2016 по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:43:0201006:628 является равной 1 631 424 рубля.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 21 декабря 2016 года, датой подачи заявления следует считать 21 декабря 2016 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Кассиопея" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управлению Росреестра по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 568 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 апреля 2012 года в размере 1 631 424 рубля на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 21 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.