Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спиридоновой Аэлиты Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Спиридонова А.М. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес).
Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 645 524,10 рубля значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 85 550 рублей. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:28:1304013:315 в размере рыночной стоимости 85 550 рублей по состоянию на 19 ноября 2013 года.
Определением Оренбургского областного суда от 03 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в качестве заинтересованного лица Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области.
Определением Оренбургского областного суда от 30 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО "Северный район" Оренбургской области.
Административный истец Спиридонова А.М., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Оренбургской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Оренбургской области, представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области, администрации МО "Северный район" Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и отзывы административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. N 1122-п в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановлением правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1234-п "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2012 году на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области.
Из материалов дела следует, что Спиридонова А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1730 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 апреля 2015 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31 мая 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19 ноября 2013 года составляет 1 645 524,10 рубля.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке N005404 от 04 апреля 2017 года, выполненный экспертом-оценщиком С.И.Н. являющегося членом Некоммерческого партнерства "***".Указанным отчётом по состоянию на 19 ноября 2013 года определена рыночная стоимость земельного участка в размере 85 550 рублей. Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости. Доказательств, опровергающих выводы, содержащиеся в отчете, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено. Указанный отчет сторонами не оспаривался. У суда представленные доказательства сомнения не вызывают. Отчет об оценке составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в Северном районе Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 04 апреля 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N является равной 85 550 рублей.Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена на дату определения его кадастровой стоимости.Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку Спиридонова А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением 14 апреля 2017 года, датой подачи заявления следует считать 14 апреля 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Доводы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела, являются ошибочными по следующим основаниям.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав по ведению Единого государственного реестра недвижимости, в том числе, в части загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества относятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Спиридоновой Аэлиты Михайловны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 ноября 2013 года в размере 85 550 рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 14 апреля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.