Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 июля 2017 г. по делу N 33а-946/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Василенко И.И.,
судей: Меркулова Д.В. и Потапченко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Кабанова Н.В. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 24 марта 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика Уточкина Виктора Ивановича о признании незаконными действий начальника N отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - N отдел), связанных с порядком учета истца в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и отказом в предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Уточкин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил признать незаконными действия начальника N отдела, связанные с исключением его из числа военнослужащих, имеющих право на обеспечение жилым помещением вне очереди, и отказом в предоставлении жилищной субсидии, а также обязать это должностное лицо обеспечить его такой субсидией во внеочередном порядке.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование он указывает положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, считает, что суд необоснованно подверг сомнению право дочери супруги истца на обеспечение жилой площадью как члена семьи военнослужащего, и необоснованно применил п. 1 ст. 25 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает дефиницию "ребенок". Факт достижения совершеннолетия дочери супруги истца не лишает его права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения по возрасту детей.
Кроме того, представитель административного истца обращает внимание на справку, выданную управлением по защите прав детей, согласно которой семья истца признана многодетной до 31 декабря 2016 г., то есть в период отказа в предоставлении жилищной субсидии во внеочередном порядке, а также считает, что суд должен был истребовать доказательства, подтверждающие факт принятия Уточкина В.И. на жилищный учет в "адрес" в 2002 г.
В заключение автор жалобы указывает, что факт нахождения Уточкина В.И. на жилищном учете с 11 ноября 2002 г. подтверждается справкой от 11 апреля 2008 г. N 9/12-1155, которая свидетельствует о том, что состав семьи истца был 4 человека, включая Шестакову Е.Ю., поскольку увеличение состава семьи истца произошло в 2015 г.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности.
В п. 25 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указано, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Кроме того, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилые помещения распределяются уполномоченным органом по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, на жилищный учет.
Как следует из материалов дела, Уточкин В.И. с 1995 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах "адрес", а с марта 2014 г. включен в списки личного состава Вооруженных Сил РФ и полагается проходящим военную службу по контракту.
Решением начальника 1 отдела от 20 ноября 2015 г. N 555/сев. Уточкин В.И. и члены его семьи (супруга Уточкина О.В., дочери Уточкина К.В. и Уточкина В.В., а также дочь супруги Шестакова Е.Ю. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 29 сентября 2015 г. При этом при внесении сведений в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, истцу установлен статус "внеочередник".
В ноябре 2015 г. Уточкин В.И. обратился в 1 отдел с заявлением о согласии быть обеспеченным жильем путем предоставления жилищной субсидии.
В марте 2016 г. по докладу начальника 1 отдела в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, были внесены изменения об утрате права Уточкина В.И. на получение жилищной субсидии во внеочередном порядке ввиду достижения дочери его супруги - Шестаковой Е.Ю. совершеннолетия.
Частью 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено предоставление вне очереди денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Вопреки доводу автора жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с п.1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Как установлено судом, с заявлением о принятии на жилищный учет истец обратился в сентябре 2015 г., то есть после достижения Шестаковой Е.Ю. совершеннолетия.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не мог претендовать на предоставление жилья (жилищной субсидии) вне очереди в связи с наличием троих детей.
Кроме того, частью 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено внеочередное предоставление денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения также должна производиться исходя из даты принятия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, поскольку выплата субсидии на приобретение или строительства жилого помещения является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая, что истец не представил доказательств того, что в настоящее время он, исходя из даты принятия его на учет, имеет приоритет перед другими военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, состоящими на учете нуждающихся в получении жилых помещений, и в настоящее время именно ему согласно очередности должно быть предоставлено жилое помещение или выплачена жилищная субсидия, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных в этой части требований.
При этом неистребование судом первой инстанции документов из 1 отдела, свидетельствующих о факте принятия Уточкина В.И. на жилищный учет в "адрес" в 2002 г., не влияет на правильность выводов суда, так как установление даты принятия истца на жилищный учет предметом судебного разбирательства по настоящему делу не являлось.
Доводы автора жалобы о том, что справка от 11 апреля 2008 г. N 9/12-1155 подтверждает нахождение Шестаковой Е.Ю. в качестве члена семьи истца на жилищном учете, являются несостоятельными и основаны на предположениях.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 24 марта 2017 г. по административному исковому заявлению Уточкина Виктора Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.