судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.,
судей Поддымова А.В. и Фроловой Е.М.,
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 26 апреля 2017 года, которым постановлено:
признать незаконными решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" поЛипецкой областиNи Nот10 октября 2016 годао приостановлении осуществления кадастрового учета, решенияNиN декабря 2016 годаоб отказе в снятии приостановлений.
Признать незаконными решения Управления Росреестра поЛипецкой областиNиNот9 января 2017 годаоб отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Управление Росреестра поЛипецкой областиосуществить кадастровый учет помещения N и помещения N образованных в результате раздела жилого дома, расположенного по адресу:"адрес", на основании договора реального раздела жилого дома от8 августа 2016 года, заключенного междуБратишко Галиной АлексеевнойиБратишка Павлом Николаевичем.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Братишко Г.А. и Братишка П.Н.обратились в суд с административными исковыми заявлениями, с учетом заявлений об изменении исковых требований, к Ф едеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об оспаривании решений о приостановлении государственного кадастрового учета, об отказе в снятии приостановлений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление Росреестра поЛипецкой области)- о признании незаконным отказов в государственном кадастровом учете и о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Свои требования административные истцы обосновывали тем, что они являются собственниками по N доли в праве общей долевой собственности на жилойдом, расположенный по адресу: "адрес". 8 августа 2016 годамежду ними был заключен нотариально удостоверенный договор реального раздела указанного недвижимого имущества, в результате чего образовались самостоятельные объекты недвижимости в виде двух частей жилого дома. Они обратились в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о постановке на кадастровый учет принадлежащих им объектов недвижимости, приложив необходимые документы, однако решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" от10 октября 2016 годакадастровый учет был приостановлен с указанием на то, что части здания не являются объектами недвижимости, подлежащими государственному кадастровому учету. В связи с этим они внесли изменения в договор о разделе жилого дома, указав вновь образованные объекты недвижимости как помещения, представили данные изменения в ФГБУ "ФКП Росреестра". Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" от26 декабря 2016 годаим отказано в снятии приостановлений осуществления государственного кадастрового учета. Решениями Управления Росреестра поЛипецкой областиот9 января 2017 годаим отказано в осуществлении государственного кадастрового учета принадлежащих им объектов недвижимости. Административные истцы считают указанные решения незаконными, поскольку Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент их вынесения, предусматривал возможность государственного кадастрового учета частей жилого дома и помещений, образовавшихся в результате раздела жилого дома. Братишко Г.А.и Братишка П.Н.просили признать незаконными решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от10 декабря 2016 годаиот 26 декабря 2016 года, решения Управления Росреестра поЛипецкой областиот9 января 2017 года и обязать Управление Росреестра поЛипецкой областиосуществить государственный кадастровый учет названных объектов недвижимости.
Определениями суда указанные административные дела были объединены в одно производство, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Росреестра поЛипецкой области.
В судебном заседании административный истецБратишко Г.А.и представитель Стеганцев Е.О. исковые требования поддержали.
Представитель административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра поЛипецкой областина основании доверенностей Юрина М.А. возражала против удовлетворения исковых требований.
Истец Братишко П.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав представителя административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра поЛипецкой областина основании доверенностей Юрину М.А., административного истца Братишко Г.А.и представителя административных истцов на основании доверенностей Стеганцева Е.О., изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации п раво собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п.1 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
В п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" разъяснено, что выдел участнику общей долевой собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
В пункте 2 статьи 558 "Особенности продажи жилых помещений" Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор продажи части жилого дома подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Таким образом, пункт 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает часть жилого дома как недвижимую вещь, которая может являться самостоятельным предметом сделки и подлежит государственной регистрации.
Часть жилого дома представляет собой помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).
Согласно положениям ст.ст.15,16,18 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома является объектом жилищных прав. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
В частях 4.1 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) указано, что кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (ч.4.1). В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства( ч.5).
Согласно ч.ч.1,2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Сведения о части объекта недвижимости могут вноситься в Единый государственный реестр недвижимости в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п.5 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В силу п.п.1,3 ч.1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) , если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с ч.ч.1,2 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N 583 (действовавших до 31 декабря 2016 года), технический план составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении; части помещения.
В соответствии с п.п.5.1.1,5.1.2,5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457 Управление Росреестра поЛипецкой области осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Братишко Г.А. и Братишка П.Н. на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежал жилойдом, расположенный по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что он был введен в эксплуатацию как жилой дом, состоящий из двух изолированных частей, имеющих отдельные входы, самостоятельные инженерные системы, не имеющих общих помещений.
Жилой дом расположен на земельном участке площадью 2100 кв.м. с кадастровым номером N из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - под индивидуальную жилую застройку.
Каждому из административных истцов принадлежит по N доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок.
8 августа 2016 годамеждуадминистративными истцамибыл заключен договор реального раздела жилого дома, по условиям которого в целях прекращения общей долевой собственности в соответствии со ст. 252 ГК РФ Братишко Г.А. и Братишка П.Н. пришли к соглашению о том, чтоБратишко Г.А. переходит в собственность "данные изъяты" жилого дома площадью всех частей здания 287,0 кв.м., общей - 265,4 кв.м., жилой - 78,0 кв.м. и постройки хозяйственного назначения, Братишка П.Н.переходит в собственность "данные изъяты" жилого дома площадью всех частей здания 333,5 кв.м., общей - 265,9 кв.м., жилой - 113,5 кв.м. и постройки хозяйственного назначения.
30 сентября 2016 года Братишко Г.А. и Братишка П.Н. обратились с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета "данные изъяты" и "данные изъяты" жилого дома.
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области от 10 октября 2016 года N и N N кадастровый учет жилых помещений (части 1 и части 2) приостановлен на основании п.5 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с указанием о том, что технический план подготовлен в связи с постановкой на кадастровый учет жилых помещений (части 1 и части 2). Помещения расположены в здании с кадастровым номером 48:02:0940162:54 , являющимся индивидуальным жилым домом. Между тем, в соответствии со ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом. Постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству. Со ссылкой на ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также разъяснено, что части здания не являются объектами недвижимости, подлежащими учету в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастровый учет части жилого дома может быть осуществлен: как жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме (с указанием его вида - комната или квартира) или в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания жилого дома блокированной застройки в случае, если жилой дом отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такого соответствует признакам индивидуального жилого дома.
В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении, Братишко Г.А. и Братишка П.Н. были внесены изменения в договор о реальном разделе объекта недвижимости и указанные части жилого дома были поименованы помещением 1 и помещением 2.
На основании уточненного соглашения кадастровым инженером были подготовлены технические планы на помещение 1 и помещение 2 жилого дома.
Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" поЛипецкой областиот26 декабря 2016 года N иN Братишко Г.А.иБратишка П.Н. отказано в снятии приостановления по тем же основаниям, которые указаны в решениях от 10 октября 2016 года.
Решениями Управления Росреестра поЛипецкой областиот9 января 2017 годаNиNадминистративным истцам отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу:"адрес", по указанным выше основаниям.
Удовлетворяя требования Братишко Г.А. и Братишка П.Н. , суд первой инстанции, установив, что административным истцам принадлежат части (помещения) жилого дома, обособленные и изолированные друг от друга, имеющие самостоятельные инженерные системы, с отдельными входами, не имеющие общих помещений, расположенные на земельном участке, принадлежащем Братишко Г.А. и Братишка П.Н. на праве собственности, пришел к выводу о том, что они являются самостоятельными объектами гражданских прав и поэтому подлежат государственному кадастровому учету.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из системного толкования ст. ст. 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 15, 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" следует, что часть жилого дома относится к самостоятельным объектам гражданских прав при условии, что она является изолированной, предназначенной для проживания, и не имеет вспомогательных помещений общего пользования.
Братишко Г.А. и Братишка П.Н. обращались в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о постановке на кадастровый учет принадлежащих им на праве собственности "данные изъяты" и "данные изъяты" жилого дома. К указанным заявлениям ими прилагались документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета частей жилого дома .
Из представленных административными истцами доказательств следует, что каждый из них владеет и пользуется в соответствии с заключенным договором индивидуально - определенными самостоятельными объектами недвижимости .
Заключая указанный договор, административные истцы реализовали свое право, предусмотренное статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данным договором произведен раздел жилого дома на две части, что означает утрату административными истцами прав на доли в общем имуществе.
Установив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения административного дела, суд первой инстанции, п роанализировав законодательство, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений, верно пришел к выводу о незаконности принятых административными ответчиками решений и возложил обязанность осуществить государственный кадастровый учет частей жилого дома.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством о государственном кадастре недвижимости не предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета частей жилого дома, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований административных истцов, поскольку в соответствии с гражданским законодательством часть жилого дома является объектом недвижимости и, следовательно, подлежит постановке на государственный кадастровый учет. Объекты гражданских прав определяет гражданское законодательство, а не законодательство о государственном кадастре недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался представитель административных ответчиков в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех имевшихся в деле доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая то, что объектом гражданских прав является часть жилого дома, судебная коллегия находит необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции: Обязать Управление Росреестра по Липецкой области осуществить кадастровый учет "данные изъяты" и "данные изъяты", образованных в результате раздела жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора реального раздела жилого дома, заключенного 8 августа 2016 года между Братишко Галиной Алексеевной и Братишка Павлом Николаевичем.
Руководствуясь статьями 308 и 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области - без удовлетворения.
Изложить абзац третий резолютивной части того же решения суда в следующей редакции:
Обязать Управление Росреестра по Липецкой области осуществить кадастровый учет "данные изъяты" и "данные изъяты", образованных в результате раздела жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора реального раздела жилого дома, заключенного 8 августа 2016 года между Братишко Галиной Алексеевной и Братишка Павлом Николаевичем.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.