судья Липецкого областного суда Фролова Е.М., рассмотрев административное исковое заявление Бортникова Юрия Алексеевича о признании и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N равной рыночной стоимости,
установила:
10 июля 2017 г. Бортников Ю.А. обратился в Липецкий областной суд с административным иском к Управлению Росреестра по Липецкой области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N (далее КНN) равной рыночной стоимости. В обоснование иска ссылался на то, что являлся собственником названного земельного участка, его кадастровая стоимость в соответствии с кадастровым паспортом составляет 198207706,08 руб. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с КНN по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 51535000 руб. Помимо установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной; просил возвратить ему излишне уплаченный налог с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18000000 руб., выплатить все штрафы и пени, в том числе по судебным издержкам - 1000000 руб.; неустойку за привлечение заемных средств по уплате налога в сумме 33500000 руб.; компенсацию морального вреда за 7 лет - 7000000 руб., а всего 58000000 руб.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Частью 1 названной нормы предусмотрен исчерпывающий перечень категорий дел подсудных областному суду. В данный перечень не входят требования о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, связанных с налоговыми платежами.
При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании денежных средств неподсудны Липецкому областному суду, и в данной части административное исковое заявление подлежит возврату. Бортников Ю.А. вправе обратиться с вышеперечисленными требованиями в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика в соответствии со ст. ст. 24, 28 ГПК РФ.
Административное исковое заявление в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной подлежит оставлению без движения по следующим основаниям:
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
Согласно ст.126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (ч. 1).
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме (ч. 2).
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентировано главой 25 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 246 КАС РФ помимо документов, указанных в ст. 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;
Положительное экспертное заключение подлежит представлению в случае, если заявленная истцом рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30% (Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013) "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости").
6) документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", после 15.09.2015 г. на основании ч. 4 ст. 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Учитывая данные положения закона, надлежащими ответчиками по настоящему административному заявлению являются Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и Управление Росреестра по Липецкой области, как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ при несоблюдении положений частей 1 и 2 настоящей статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со ст. 130 настоящего Кодекса, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.
Если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании ст. 129 настоящего Кодекса выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.
Из представленных материалов следует, что в нарушение приведенных положений КАС РФ к административному исковому заявлению Бортниковым Ю.А. не приложены:
кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенные копии договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Суду представлена выписка из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако в исковом заявлении Бортников Ю.А. указал, что являлся собственником земельного участка с КНN, а из отчета об оценке ИП К.Ю.В.N от ДД.ММ.ГГГГ и копии кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником является М.Н.И.
Отсутствие правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок препятствует определению надлежащего истца и принятию административного иска к производству Липецкого областного суда.
Кроме того, представленные суду уведомления о направлении почтовой корреспонденции не соответствуют ч. 7 ст. 125 КАС РФ и не могут расцениваться в качестве доказательств вручения административному ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, поскольку не содержат перечня направленных документов (описи вложения).
Копии искового заявления приложены Бортниковым Ю.А. в большем объеме, однако документы представлены в единственном экземпляре, что препятствует надлежащему извещению административного ответчика о существе спора.
В административном исковом заявлении не указаны:
надлежащий ответчик - Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и его место нахождения;
адрес заинтересованного лица М.Н.И., а также, какое отношение данное лицо имеет к административному иску. Если М.Н.И. является собственником земельного участка, то именно он вправе обратится с иском в суд, либо на основании доверенности с приложением документов о высшем юридическом образовании согласно ст. ст. 55, 56 КАС РФ его представитель;
в чем заключается нарушение прав истца как собственника в настоящее время;
на какую дату истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной (к исковому заявлению приложены три незаверенных надлежащим образом документа о различной кадастровой стоимости, последняя выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка с КНN - 61328851,92 руб., однако когда установлена данная стоимость сведения отсутствуют). Таким образом, определить на какую дату истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной и с какой суммой кадастровой стоимости не согласен, не представляется возможным.
Учитывая изложенное Бортникову Ю.А. необходимо:
документально подтвердить полномочия собственника на текущий момент, то есть представить нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (договор купли-продажи и свидетельство госрегистрации);
указать надлежащих ответчиков и их адреса;
документально обосновать привлечение в качестве заинтересованного лица М.Н.И. с указанием его адреса;
представить кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
абзацем 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 предусмотрено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление. В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарный год). В случае, если Бортников Ю.А. не является собственником земельного участка на текущий момент, то ему необходимо определить дату установления кадастровой стоимости равной рыночной с учетом положений ч. 3 ст. 245 КАС РФ о том, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности);
представить в суд уточненное исковое заявление с перечнем документов, соответствующих вышеприведенным нормам права, по количеству лиц, участвующих в деле, либо подтвердить документально с описью вложения направление ответчикам и заинтересованному лицу уточненного искового заявления с приложенными к нему документами.
Принимая во внимание, что истец ранее обращался с аналогичным иском дважды, определением судьи Михалевой О.В. от 07.03.2017 г. и определением судьи Фроловой Е.М. от 05.04.2017 г. административное исковое заявление оставлялось без движения фактически по тем же недостаткам, предоставлялся срок для устранения до 21.03.2017 г. и до 17.04.2017 г. соответственно, однако Бортников Ю.А. недостатки не устранил, за исключением оплаты госпошлины и представления отчета об оценке с положительным заключением, достаточным сроком для устранения недостатков административного искового заявления является 10 рабочих дней.
Руководствуясь ст.ст. 126, 130, 246 КАС РФ, судья
определила:
Административное исковое заявление Бортникова Юрия Алексеевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0020613:28 равной рыночной стоимости оставить без движения.
Предложить административному истцу Бортникову Ю.А.
в срок до 27.04.2017 г . устранить вышеизложенные недостатки.
Разъяснить, что в случае неисполнения определения судьи в установленный срок, административное исковое заявление будет считаться неподанным и возвращено без рассмотрения.
Административное исковое заявление в части иска Бортникова Юрия Алексеевича к Управлению Росреестра по Липецкой области о взыскании денежных средств возвратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Фролова Е.М.
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.