Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ст. 17.7 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - администрации муниципального образования Ямальский район по протесту прокурора Ямальского района Митяева М.А. на постановление судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 7 апреля 2017 г., которым прекращено производство по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с отсутствием состава правонарушения,
установил:
производство по делу возбуждено постановлением прокурора от 15.03.2017, из которого следует, что прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования Ямальский район (далее - Администрация) направлено представление об устранении нарушений требований градостроительного законодательства по результатам прокурорской проверки, в ходе которой выявлено, что ряд объектов капитального строительства используются без ввода в эксплуатацию. Главой Администрации Кугаевским А.Н. сведения о результатах рассмотрения представления от 31.05.2016 N представлены в прокуратуру 30.06.2016.
Согласно выводу прокурора в постановлении о возбуждении дела, давая ответ на представление, Администрация в ответе не указала на то, какие -именно меры были предприняты (предпринимаются) для устранения нарушений закона.
Прокурор обратился в Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого АО с исками о возложении на Администрацию обязанности получить разрешение на ввод объектов, указанных в представлении от 31.05. 2016. Прокурор считает, что иски были удовлетворены.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции по жалобе Администрации, решение оставлено в силе.
Данные обстоятельства, как это следует из постановления, указывают на несогласие Администрации с законными требованиями прокурора в представлении от 31.05.2016 N, и, следовательно, о их неисполнении, тогда как в силу статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N "О Прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено в письменной форме.
Прекращая производство по делу, судья исходил из следующих обстоятельств.
Администрацией предприняты все меры к рассмотрению представления и.о. прокурора Ямальский район, дав ответ в установленный законом срок. Несогласие прокурора с содержанием ответа не может являться основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса РФ об АП. Факт умышленного невыполнения Администрацией требований прокурора, вытекающих из его полномочий, не нашел объективного подтверждения.
В протесте прокурор Митяев М.А. просит об отмене постановления с привлечением юридического лица к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса РФ об АП. При этом, приводит результаты прокурорской проверки, указывает на неисполнение требований прокурора, указанных в представлении от 31.05.2016 N, полагает, что не извещение прокурора о дате рассмотрения представления должностным лицом единолично, ущемляет его право установленное Федеральным законом "О прокуратуре РФ", на участие в рассмотрении представления прокуратуры, в котором указано о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, прихожу к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или Законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьёй 17.7 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Закон о прокуратуре в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст.ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом, вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения.
Одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В силу ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Как следует из материалов дела, 31.05.2016 и.о. прокурора Ямальского района на имя главы муниципального образования Ямальский район Кугаевского А.Н. внесено представление об устранении нарушений требований градостроительного законодательства, выразившееся в эксплуатации объектов недвижимости без ввода в эксплуатацию. В представлении прокурор требовал о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района; о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о решении вопроса привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей; о сообщении прокурору, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах с приложением копии приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
30.06.2016 главой МО Ямальский район Кугаевским А.Н. дан ответ о рассмотрении представления от 31.05.2016 N о принятии мер об исполнении представления.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об АП).
В силу положений ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса РФ об АП, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
При этом ответственность по указанной статье Кодекса РФ об АП наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.
Внесенное и.о. прокурора Ямальского района Мартыненко А.В. представление, в соответствии со ст.24 Закона о прокуратуре рассмотрено, ответ, содержащий информацию о принятии мер об исполнении, был прокурору направлен.
Согласно копий решений Ямальского районного суда от 28.12. 2016 в деле, иски прокурора, поданные в интересах неопределённого круга лиц о приостановлении права пользования (эксплуатации) данными объектами до получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в связи с эксплуатацией которых 30.06. 2016 вносилось прокурорское представление, были рассмотрены. На Администрацию возложена обязанность в срок до 31.12. 2018 получить разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. В другой части исков отказано.
При этом, из решений следует, что прокурор в суде отказался от исковых требований в части приостановления деятельности объектов и изменил требования: просил о возложении обязанности на Администрацию в течение 3-х месяцев после вступления решения в силу получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию (л. 24-46).
В соответствии со статьёй 8 Гражданского кодекса РФ (подп. 3 пункта 1) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Названные выше решения суда, отказ прокурора в ходе рассмотрения гражданского дела от части исковых требований, установленный судом срок исполнения решений, отсутствие в представлении перечня конкретных действий, которые должна совершить Администрация и сроков их исполнения, указывают на невозможность исполнения представления, кроме его обсуждения в установленный законом срок.
По сути, представление содержит набор норм права, на основе которых сделаны выводы о нарушении закона.
То, что представление рассмотрено без участия прокурора, также не образует состава вмененного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В указанных обстоятельствах отсутствуют основания для признания доводов протеста обоснованными.
Руководствуясь п.1 и 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
решил:
постановление судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 7 апреля 2017 г. по делу по ст. 17.7 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - администрации муниципального образования Ямальский район оставить без изменения, протест без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.