Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ч.3 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП в отношении ООО "Энтех-Сервис" по жалобе инспектора отделения по вопросам миграции ОМВД России по г. Лабытнанги Клочнева Р.В. на постановление судьи Лабытнангского городского суда от 10 апреля 2017 г., которым дело об административном правонарушении в отношении ООО "Энтех-Сервис" прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ,
установил:
ООО "Энтех-Сервис" (далее- Общество) привлечено к административной ответственности за то, что в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 31.03. 2017 по результатам внеплановой документарной проверки юридического лица по распоряжению Врио начальника ОМВД России по г. Лабытнанги Яниева В.И. от 17.02. 2017 N 13 Обществом 25.07. 2016 был заключён трудовой договор с гр. Республики Беларусь Бахматович Р.К. N.
Согласно названному трудовому договору и иным материалам в деле Бахматович Р.К. принят в Общество на должность главного энергетика производственного участка г. Салехард, приступил к выполнению обязанностей 24.07.2016, на февраль 2017 г. находится на 22.03. 2017 в трудовых отношениях с Обществом.
Постановлением судьи от 10.4. 2017 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Энтех-Сервис" прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностным лицом административного органа, составившим протокол об административном правонарушении, оспорена обоснованность прекращения производства по административному делу. По мнению заявителя, предусмотренная п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее- Закон о правовом положении иностранных граждан) обязанность уведомления подлежит исполнению в отношении любых иностранных граждан, в том числе граждан Республики Беларусь.
Проверив материалы дела, нахожу доводы жалобы обоснованными.
Пунктом 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об АП предусмотрена ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Как следует из постановления судьи, основанием для вывода об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об АП - за неуведомление в 3-хдневный срок территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора от 25.07. 2016 с иностранным гражданином Бахматовичем Р.К. послужило наличие Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06. 1996 N 4, положение части 4 статьи 15 Конституции РФ о приоритете норм международного права над нормами внутреннего законодательства.
Вывод судьи следует признать ошибочным.
В силу действия части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Являясь нормативным правовым актом (международным договором) Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06. 1996 N 4, как это следует из его преамбулы подписано сторонами в целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.
В частности в пунктах 1 и 2 установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Упрощенная процедура найма на работу граждан Белоруссии была ранее закреплена в Соглашении от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей", заключенным между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ (утратило силу с 01.01. 2015).
С 01.01. 2015 действует Договор о Евразийском экономическом союзе заключенный между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 29.05. 2014, разделом XXVI (статьи 96-98) между Сторонами урегулированы вопросы трудовой миграции.
С 25.07. 2002 правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07. 2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В статье 2 этого закона указано, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Статьёй 1 Закона о правовом положении иностранных граждан определён предмет регулирования настоящего Федерального закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
При этом статья 3 Закона, принятого после Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06. 1996 N 4 указывает на то, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
15.01. 2007 вступил в силу Федеральный закон от 18.07. 2006 N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее -Закон о миграционном учёте иностранных граждан).
Согласно преамбуле Закона миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Пункт 1 статьи 2 Закон о миграционном учёте иностранных граждан содержит понятие миграционного учёта - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
Действующие международные нормативные правовые акты, в том числе Договор о Евразийском экономическом союзе, гарантирующий, согласно его статьи 97, привлечение к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда и без получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства; гарантирующий не установление и не применение государствами-членами ограничений, установленных их законодательством в целях защиты национального рынка труда; не указывают на отсутствие обязанности у работодателя или заказчика работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности гражданина Республики Беларусь, уведомлять миграционный орган о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора и не регулируют такую обязанность.
Учитывая, что при рассмотрении дела нормативные правовые акты получили неверное толкование, что повлекло существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об АП и это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, имеется предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса основание для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
решил:
постановление судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 10 апреля 2017 г. по делу по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - ООО "Энтех-Сервис" отменить и возвратить дело на новое рассмотрение судье, жалобу удовлетворить.
Судья Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.