Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей Семейкиной С.А. и Домрачева И.Г.,
при секретаре Сазановой С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации г.Новый Уренгой Гильмановой Н.В. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 марта 2017 года, которым постановлено:
Признать незаконными требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", содержащиеся в письмах департамента городского хозяйства администрации г.Новый Уренгой от 29 июля 2016 года, направленных Агаеву Д.Б.о, Микаиловой С.В.к, Михайловой А.Д.к, Гнитий В.Г., Аббасову А.И.о, Курбанову Г.А.о, Висирханову И.Р., Гулиеву Г.М.о, в части срока их выполнения.
Обязать администрацию г.Новый Уренгой не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить требования, содержащиеся в письмах департамента городского хозяйства администрации г.Новый Уренгой от 29 июля 2016 года, направленных Агаеву Д.Б.о, Михайловой С.В.к, Михайловой А.Д.к, Гнитий В.Г., Аббасову А.И.о, Курбанову Г.А.о, Висирханову И.Р., Гулиеву Г.М.о, о сносе аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", определив срок их исполнения не позднее 01 сентября 2017 года.
Администрации муниципального образования г.Новый Уренгой сообщить об исполнении решения суду и Агаеву Д.Б.о., Гнитий В.Г., Аббасову А.И.о., Курбанову Г.А.о., Висирханову И.Р., Гулиеву Г.М.о. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкиной С.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агаев Д.Б.о., Гнитий В.Г., Аббасов А.И.о., Курбанов Г.А.о., Висирханов И.Р., Гулиев Г.М.о. обратились в суд с административным иском к администрации г.Новый Уренгой об оспаривании требования о сносе аварийного дома в части срока его выполнения. Требования мотивировали тем, что являются собственниками квартир в доме N по "адрес", признанным аварийным и подлежащим сносу. Администрацией г.Новый Уренгой им предъявлены требования о сносе дома в срок до 2025 года. Считают, что данный срок не является разумным, нарушает их жилищные права на проживание в жилом помещении, отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. В связи с чем просят обязать администрацию г.Новый Уренгой не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить требования от 29 июля 2016 года, направленные собственникам жилых помещений, о сносе аварийного многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, определив срок их исполнения не позднее 21 мая 2017 года.
В судебном заседании административные истцы участия не принимали, направив своих представителей Козак А.И. и Зенкина А.А., которые поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г.Новый Уренгой в письменном отзыве на иск возражала против удовлетворения иска, утверждая, что опасность для жизни и здоровья административных истцов проживанием в аварийном доме не подтверждена, в бюджете муниципального образования должны быть запланированы необходимые средства для проведения мероприятий по изъятию жилых помещений путем выкупа у собственников жилых помещений в аварийном доме.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого указана выше.
С указанным решением не согласен представитель административного ответчика администрации г.Новый Уренгой Гильманова Н.В ... В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что материалы дела не содержат доказательств того, что административные истцы в срок определенный в исковом заявлении до 21 мая 2017 года, самостоятельно и за счет собственных средств имеют возможность демонтировать жилой дом. Согласно адресному перечню от 11.06.2014 года N 160 подлежат расселению и сносу более 500 домов на территории МО город Новый Уренгой р. Коротчаево, признанных аварийными и ветхими подлежащими сносу в первоочередном порядке, с износом более 95%. Срок должен быть достаточным для принятия собственниками решения о сносе и для осуществления ими сноса. В указанный период времени собственники сами должны найти варианты расселения.
В суд ЯНАО административные истцы, а также представитель административного ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства от 28.01.2006 года N47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение) признание помещением жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в соответствии с требованиями указанного Положения заключением межведомственной комиссии города Новый Уренгой от 03.04.2014 года N принято решение о признании многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим сносу (л.д.128-130).
Распоряжением главы администрации города Новый Уренгой от 21.05.2014 года N-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" дом N по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту городского хозяйства администрации поручено осуществление мероприятий по переселению законно проживающих граждан до 2025 года (л.д.120).
Многоквартирный дом N по "адрес", признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в Адресный перечень домов, признанных аварийными и подлежащими переселению и сносу в 2014-2025 годах, утвержденным постановлением администрации города Новый Уренгой от 11.06.2014 года N (л.д.121).
Согласно экспертному заключению N от 11 октября 2013 года ООО "Западно-Сибирский Центр Независимых Экспертиз" многоквартирный двухэтажный жилой дом расположенный по адресу: "адрес", грозит обрушением несущих сборно-щитовых плит междуэтажного перекрытия, не пригоден для дальнейшего проживания в нем граждан, является аварийным и подлежащим сносу (л.д. 29-101).
Административные истцы Агаев Д.Б.о., Гнитий В.Г., Аббасов А.И.о., Курбанов Г.А.о., Висирханов И.Р., Гулиев Г.М.о. являются собственниками квартир N, N, NNN, N в "адрес" (л.д. 131-136).
Письмами начальника департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой от 29 июля 2016 года административным истцам направлено требование о сносе или реконструкции вышеназванного жилого дома в срок до 2025 года (л.д. 10-17).
Административные истцы оспаривали требование о сносе дома в части его срока.
Удовлетворяя исковые требования об изменении срока сноса или реконструкции спорного жилого дома, суд первой инстанции указал, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома, обязав администрацию г. Новый Уренгой не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу изменить требования, содержащие в письмах администрации о сносе аварийного многоквартирного жилого дома, установив срок исполнения не позднее 01 сентября 2017 года.
С указанным выводом суда судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии положениями п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, истца, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, установленная Правительством Российской Федерации, по делу не нарушена.
Таким образом, требования о сносе аварийного многоквартирного дома, собственниками которого являются административные истцы, соответствует требованиям закона.
Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных помещений.
Вместе с тем, если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке при обращении административных истцов с соответствующими исковыми требованиями.
Из материалов дела следует, что администрацией г. Новый Уренгой срок сноса жилого дома, собственниками которого являются административные истцы, определен согласно адресного перечня домов, признанных аварийными и подлежащими расселению в 2015-2025 годах.
Установление органом местного самоуправления срока сноса дома до 2025 года свидетельствует о предоставлении права административным истцам осуществить снос дома до указанного срока и не свидетельствует о нарушении их прав в этой части.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 6 марта 2017 года подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда от 6 марта 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым требования административных истцов о сносе аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", содержащиеся в письмах департамента городского хозяйства администрации г.Новый Уренгой от 29 июля 2016 года, направленных Агаеву Д.Б.о, Микаиловой С.В.к Михайловой А.Д.к, Гнитий В.Г., Аббасову А.И.о, Курбанову Г.А.о, Висирханову И.Р., Гулиеву Г.М.о, в части срока их выполнения оставить без удовлетворения. Апелляционную жалобу представителя администрации г. Новый Уренгой Гильмановой Н.В. - удовлетворить.
Судья: /подпись/ С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.