Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии Семейкиной С.А.и Мочаловой Н.В.
при секретаре Ларионове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Неповой Е.А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2017 года, которым постановлено:
Требования Неповой Е.А. к администрации муниципального образования город Салехард, Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа от 08 февраля 2017 года, распоряжения N от 08 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Семейкиной С.А., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Непова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Салехард и департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа от 08 февраля 2017 года, распоряжения N от 08 октября 2015 года.
В обоснование административного искового заявления указала, что 12 января 2017 года она обратилась к Главе города Салехард с просьбой об отмене принятого распоряжения N от 08.10.2015 года о предварительном согласовании отвода земельного участка, площадью 450 кв.м., МКУ "Салехардская ДЕЗ" под строительство автостоянки. Указанное распоряжение было принято после того, как она получила незаконный отказ от департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард в перераспределении земельных участков: принадлежащего собственности и свободного, из земель государственной и муниципальной собственности, который и был впоследствии согласован МКУ "СДЕЗ". На указанное обращение был получен ответ от 08 февраля 2017 года, в котором ей отказано в отмене данного распоряжения в порядке самоконтроля на основании ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ. С данным отказом она не согласна, т.к. оно препятствует восстановлению ее нарушенного права на реализацию Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 года "О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ". В связи с чем просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Салехард и распоряжение ответчика N-р от 08 октября 2015 года, обязать ответчика отменить указанное распоряжение.
В судебном заседании административный истец Непова Е.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представители ответчиков Вакула В.В., Палий И.Ю., требования иска не признали, заявив о пропуске истцом установленного законом срока для обращения в суд с указанным иском, в связи с чем, просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Непова Е.А. просила решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска. В обоснование жалобы настаивала на доводах иска о незаконности указанных ответа и распоряжения и уважительности причин пропуска срока. Кроме того, указала, что ей необоснованно отказано в требовании о признании отказа от 08.02.2017 года незаконным, поскольку ранее она не обращалась в суд с таким требованием.
В судебном заседании Непова Е.А. считает решение Салехардского городского суда ЯНАО от 16 марта 2017 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Департамента строительства и земельных отношений Администрации МО г. Салехард Вакула В.В. считает решение Салехардского городского суда ЯНАО от 16 марта 2017 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как видно из материалов дела, распоряжением администрации МО г. Салехард от 8 октября 2015 года N-р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка" предварительно согласовано предоставление земельного участка с условным номером ЗУ1 площадью 450 кв.м, в безвозмездное пользование МКУ "Салехардская ДЕЗ" в целях строительства объекта - автомобильной стоянки открытого типа, с утверждением схемы расположения земельного участка в пределах кадастрового квартала N из земель населенных пунктов, в территориальной зоне - среднеэтажной жилой застройки.
О нарушении своих прав вышеназванным распоряжением Непова Е.А. знала в декабре 2015 года, что ею не отрицалось в ходе судебного заседания.
Таким образом, судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что Неповой Е.А. пропущен срок для обращения в суд с обжалованием распоряжения администрации МО г. Салехард от 08 октября 2015 года N-р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка".
Судом первой инстанции верно установлено, что процессуальный срок при наличии установленных обстоятельств по делу восстановлению не подлежит, а административным истцом не представлено доказательств уважительной причины его пропуска, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований в указанной части.
Вместе с тем, выводы суда о пропуске Неповой Е.А. срока обжалования решения администрации МО г. Салехард от 08 февраля 2017 года не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 12 января 2017 года Непова Е.А. обратилась с заявлением к Главе города Салехард об отмене распоряжения администрации МО г. Салехард от 8 октября 2015 года N-р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка", на что решением от 08 февраля 2017 года ей было отказано в отмене названного распоряжения.
16 февраля 2017 года Непова Е.А. обратилась в Салехардский городской суд с административным исковым заявлением, о чём свидетельствует штамп входящей корреспонденции Салехардского городского суда (л.д. 4).
С учетом срока предусмотренного ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд с оспариванием решения администрации МО г. Салехард от 08 февраля 2017 года Неповой Е.А. не пропущен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно счел неуважительными причины пропуска Неповой Е.А. срока на обращение в суд, чем было нарушено право лица на судебную защиту.
Таким образом, судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были неправильно применены нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения (п.4 ч.2 ст.210 КАС РФ, ч.4 ст.310 КАС РФ).
В соответствии с положениями п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Салехардского городского суда ЯНАО от 16 марта 2017 года в части оспаривания Неповой Е.А. решения администрации МО г. Салехард от 08 февраля 2017 года с принятием по делу нового решения в указанной части.
Разрешая административные исковые требования по существу в части оспаривания Неповой Е.А. решения администрации МО г. Салехард от 08 февраля 2017 года судебная коллегия приходит к следующему.
Из обстоятельств дела следует, что административный истец 03 сентября 2015 года административный истец обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехард с заявлением о согласовании схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории.
05 октября 2015 года административному истцу было отказано в согласовании схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории по причине изломанности границ земельного участка.
Решением Салехардского городского суда ЯНАО от 16 февраля 2016 года иск Неповой Е.А. к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации Мо г. Салехард о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от 05 октября 2015 года. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
При этом в решении суда указано, что требования Неповой Е.А., направленные на возложение обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков не могут быть удовлетворены в силу необходимости обращения по данному вопросу в заявительном порядке повторно с представлением необходимых документов и их оценки органами местного самоуправления.
20 февраля 2016 года административным истцом подано заявление в адрес Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
17 марта 2016 года принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
26 октября 2016 года административным истцом повторно подано заявление в адрес Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
24 ноября 2016 года принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
12 января 2017 года Непова Е.А. обратилась с заявлением к Главе города Салехард об отмене распоряжения администрации МО г. Салехард от 8 октября 2015 года N-р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка", на что письмом от 08 февраля 2017 года ей было отказано в отмене названного распоряжения.
В основу указанных решений и решения по обращению Неповой Е.А. от 08 февраля 2017 года положены следующие выводы.
В результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникнет право собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, что не соответствует установленным требованиям к образуемым земельным участкам.
Указанные выводы соответствуют требованиям Правил землепользования и застройки города Салехарда, утвержденных решением Городской Думы города Салехарда от 30 октября 2015 года N, согласно которым предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков для объектов индивидуального жилищного строительства составляют 0,05 - 0,09 га, площадь образуемого земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по "адрес" составляет 1326 кв. м. (0,13 га).
Кроме того, границы образуемого земельного участка частично совпадают с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек - распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 08 октября 2015 N-р принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в целях строительства объекта "автомобильная стоянка открытого типа", срок действия которого составляет два года.
Распоряжение Администрации МО г. Салехард от 08 октября 2015 года N-р принято в соответствии с положениями ч.4 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ N "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании которой глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
У должностного лица органа местного самоуправления не имелось оснований для отмены в порядке самоконтроля принятого им правового акта, поскольку он не противоречит закону, им не нарушаются законные права граждан и организаций, он принят в рамках компетенции должностного лица органа местного самоуправления.
Ответ по принятому решению Неповой Е.А. должностным лицом (главой администрации МО г. Салехард) дан в установленные законом сроки, в пределах своей компетенции, доводы обращения рассмотрены в полном объеме с приведением соответствующих мотивов принятого решения.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска Неповой Е.А. в указанной части не имеется.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2017 года отменить в части признания незаконным действий по отказу администрации МО г. Салехард об отмене распоряжения от 08.10.2015 года N-Р по обращению Неповой Е.А. от 16 февраля 2017 года.
Принять в этой части новое решение, которым административные исковые требования Неповой Е.А. к администрации МО г. Салехард в части признания незаконными действий по отказу администрации МО г. Салехард об отмене распоряжения от 08.10.2015 года N-Р по обращению Неповой Е.А. от 16 февраля 2017 года оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Салехардского городского суда ЯНАО от 16 марта 2017 года оставить без изменения.
Судья /подпись/ С.А.Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.