Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Емельяновой Е.В., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Красавиной Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 12.07.2017 дело по апелляционной жалобе Смайлова К. А. на решение Первомайского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Смайлова К. А. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Омской области о признании отказа в постановке на учет незаконным отказать".
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Смайлов К.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Омской области (далее - УФСИН России по Омской области) о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет, о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в УФСИН России по Омской области до " ... ". Истец в составе семьи из четырех человек зарегистрирован и фактически проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г" ... ", общей площадью 28,7 кв.м. Решением комиссии Ф. Р. от " ... "Смайлов К.А. составом семьи из четырех человек был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с " ... ". Впоследствии, " ... " комиссия Ф. Р. внесла изменения в ранее принятое решение и отказала Смайлову К.А. в постановке на учет в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2011 году. На основании изложенного Смайлов К.А. первоначально просил признать незаконным решение комиссии Ф. Р. от " ... " о внесении изменений в протокол N " ... " от " ... " в части решения комиссии Ф. Р. об отказе Смайлову К.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В ходе рассмотрения дела Смайлов К.А. исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение комиссии Ф. Р. о внесении изменений в протокол N " ... " от " ... " в части решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязать комиссию Ф. Р. поставить Смайлова К.А. на учет для получения указанной выплаты с " ... ".
Истец Смайлов К.А. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика УФСИН России по Омской области по доверенности Свотина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что согласно выписке из ЕГРН Смайлов К.А., Смайлова Р.Х., Смайлов А.К. с " ... " на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан являлись собственниками комнаты N " ... " секции N " ... "" ... ". С " ... " зарегистрировано прекращение права собственности семьи Смайловых на данный объект недвижимости. Кроме того, приказом УФСИН России по Омской области от " ... "N " ... " и в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Омской области от " ... " инструктору-подрывнику штурмового отделения ОСН ФГУ ИЗ-55/1 УФСИН России по Омской области лейтенанту внутренней службы Смайлову К.А. произведена оплата безвозмездной финансовой помощи сотрудникам УИС на приобретение жилья за счет выделенных из федерального бюджета средств на семью из 3 человек в размере N " ... " коп. На основании изложенного, Смайлов К.А. утратил право на получение повторной финансовой государственной помощи, в том числе предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2013 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Смайлов К.А. просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не были рассмотрены по существу требования о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от " ... ". Полагает, что продажа комнаты площадью 18 кв.м " ... " не повлияла на право Смайлова К.А. состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты. Ссылается на различную правовую природу безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья, предусмотренной приказом Минюста РФ N 322 от 29.11.2002, и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В связи с этим полагает, что получение им ранее безвозмездной финансовой помощи не исключает права на единовременную социальную выплату в настоящее время.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСИН России по Омской области Свотина Т.В. просит оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя ответчика Свотину Т.В., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом Минюста России от 29.11.2002 N 322 была утверждена Инструкция о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по оплате кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с п. 1 названной Инструкции безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской от 2.10.1992 N 1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе и (или) федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба 10 и более лет в календарном исчислении, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы за счет средств федерального бюджета либо внебюджетных средств только один раз в порядке очередности.
Согласно п. 2 указанной Инструкции финансовая помощь оказывается сотрудникам:
- в пределах социальной нормы жилья, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метра общей площади на одного человека, с учетом дополнительной жилой площади или дополнительной комнаты, предоставляемой в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям сотрудников.
- в размере 75 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование этим кредитом, при этом:
50 процентов из указанного размера финансовой помощи относятся за счет бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
25 процентов из указанного размера финансовой помощи - за счет внебюджетных средств, а также экономии бюджетных средств по смете на содержание уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Оставшиеся 25 процентов стоимости жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома, с процентами за пользование этим кредитом, оплачиваются за счет денежных средств сотрудников.
Согласно п. 5 Инструкции решение об оказании финансовой помощи принимается начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на основании документов, указанных в п. 4 Инструкции, решения жилищно-бытовой комиссии учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и оформляется приказом начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации с указанием суммы оказываемой финансовой помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 названного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу положений ч.ч. 5 и 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах РФ.
По смыслу п. 12 названных Правил, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Смайлов К.А. в период с " ... " по " ... " проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы ФСИН России.
В соответствии с выпиской из приказа N " ... " от " ... "Смайлов К.А. уволен со службы по болезни.
С " ... "Смайлов К.А. состоит в браке со Смайловой Р.Х. (ранее имела фамилию Хусаинова).
В период брака у Смайлова К.А. и Смайловой Р.Х. родилось двое детей - Смайлов Артур, " ... " года рождения, Смайлов Арман, " ... " года рождения.
В период прохождения службы согласно приказу УФСИН России по Омской области от " ... "N " ... " в соответствии с приказом Минюста России N 322 от 29.11.2002 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи членам жилищно-строительных кооперативов и индивидуальным застройщикам" и в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН Р. по Омской области от " ... " инструктору-подрывнику штурмового отделения ОСН ФГУ ИЗ-55/1 УФСИН России по Омской области лейтенанту внутренней службы Смайлову К.А. произведена оплата безвозмездной финансовой помощи сотрудникам УИС на приобретение жилья за счет выделенных из федерального бюджета средств на семью из 3 человек в размере N " ... " коп.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Из материалов дела также следует, что Смайловой Р.Х. и Смайлову А.К. с " ... " на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от " ... " принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ". Указанное помещение находилось в общей долевой собственности Смайлова А.К. и Смайловой Р.Х.
Смайлов К.А. с " ... " был зарегистрирован по месту жительства в указанном помещении. Вместе с ним по данному адресу были также зарегистрированы Смайлова Р.Х. (с " ... "), Смайлов А.К. (с " ... ") и Смайлов А.К. (с " ... ").
" ... " право собственности Смайловых на данный объект недвижимости прекращено.
С " ... "Смайлова Р.Х., Смайлов А.К., Смайлов А.К. и Смайлов К.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: " ... ", площадью 46,7 кв.м.
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Смайлову К.А. на основании договора купли-продажи от " ... ".
" ... "Смайлов К.А. обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
" ... " УФСИН России по Омской области направило документы в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет Смайлова К.А.
Согласно выписке из протокола N " ... " от " ... " комиссия ФСИН России приняла решение о постановке Смайлова К.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из четырех человек с " ... ".
" ... "Смайлов К.А. обратился в УФСИН Р. по Омской области с рапортом о происшедших изменениях в его учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, указав, что " ... " был уволен из УИС по болезни, его сын Смайлов А.К. закончил высшее учебное заведение и проходит военную службу в вооруженных силах РФ.
Решением комиссии ФСИН РФ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N " ... " от " ... " внесены изменения в протокол N " ... " от " ... " в части решения комиссии Ф. Р., Смайлову К.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением в 2011 действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Отказывая Смайлову К.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец, получив финансовую государственную помощь на улучшение своих жилищных условий, предусмотренную Приказом Минюста Р. от " ... "N " ... ", утратил право на единовременную социальную выплату, предусмотренную Федеральным законом от 30.12.2013 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они постановлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что безвозмездная финансовая помощь и единовременная социальная выплата имеют разную правовую природу, в связи с чем получение безвозмездной финансовой помощи не лишает права на единовременную социальную выплату, отклоняются.
Целью оказания безвозмездной финансовой помощи на основании Инструкции, утвержденной приказом Минюста России от 29.11.2002 N 322, и предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ является улучшение жилищных условий сотрудников.
При этом в п. 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах РФ предусмотрена обязанность сотрудника сообщить о получении либо не получении ранее единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что как безвозмездная финансовая помощь, оказываемая на основании Инструкции, утвержденной приказом Минюста России от 29.11.2002 N 322, так и единовременная социальная выплата, производимая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ, носят целевой характер, направлены на улучшение жилищных условий сотрудников. При этом содействие в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, независимо от его формы, может быть оказано лишь один раз.
Таким образом, выводы районного суда об отсутствии у Смайлова К.А. права на получение единовременной социальной выплаты являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не рассмотрел по существу исковые требования о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от " ... ", во внимание не принимаются.
Фактически между сторонами имеется спор о праве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как было указано выше, на момент принятия оспариваемого решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты " ... ", Смайлов К.А. не имел права на ее получение.
В нарушение п. 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах РФ Смайлов К.А. при обращении с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты не указал на получение им ранее безвозмездной финансовой помощи (л.д. 32).
В связи с изложенным решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N " ... " от " ... ", является законным, что отражено судом в мотивировочной части решения.
С учетом изложенного доводы о том, что отчуждение комнаты " ... " не повлияло на нуждаемость истца в жилом помещении, в любом случае не могут повлечь отмену решения, так как не являются достаточным основанием для возникновения у Смайлова К.А. права на получение единовременной социальной выплаты.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.