Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 июля 2017 г. по делу N 33а-247/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Таранова В.А.,
судей Иванова В.В. и Юркова В.В.,
рассмотрел в порядке упрощённого (письменного) производства материалы по частной жалобе административного ответчика подполковника Казанцева С.Н. на определение Барнаульского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2017 года о передаче по подсудности административного дела бывшего военнослужащего войсковой части ... Чернышева Владимира Викторовича.
Заслушав доклад судьи Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание определения и доводы жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 года N 284 утверждена Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство.
Согласно ей военнослужащие, несущие боевое дежурство, имеют право на льготное исчисление выслуги лет со дня привлечения военнослужащего к несению боевого дежурства в составе боевого расчёта по день фактического прекращения боевого дежурства. Привлечение военнослужащих к несению боевого дежурства в составе боевых расчётов и отстранение от этих дежурств оформляется приказами командира воинской части. Данные о фактическом количестве боевых дежурств в календарном году заносятся в лист учёта боевого дежурства в составе боевых расчётов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах Ракетных войск стратегического назначения, который приобщается к первому экземпляру личного дела военнослужащего и служит основанием для соответствующего подтверждения прохождения службы и льготного исчисления выслуги лет на пенсию. Основанием для внесения в лист учёта данных о фактическом количестве боевых дежурств за календарный год являются итоговые приказы соответствующих должностных лиц, издаваемые по состоянию на 1 января каждого года.
Чернышев обратился в Барнаульский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил решение командира войсковой части ... , оформленное письмом от 23 января 2017 года, об отказе в издании в отношении него упомянутых приказов о привлечении к несению боевых дежурств за период с 1996 по 2003 годы и включении этих данных в соответствующие листы учёта ).
11 апреля 2017 года по указанному заявлению возбуждено административное дело ).
При его рассмотрении в предварительном судебном заседании суд пришёл к выводу о принятии обращения Чернышева к производству с нарушением правил подсудности, в связи с чем на основании приведённого определения передал дело в Новоалтайский городской суд Алтайского края ).
В жалобе её автор выражает несогласие с судебным актом и просит его отменить по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
В подтверждение утверждается о неверном установлении по делу обстоятельств, в связи с которыми административный истец прибегнул к судебной защите, а также необоснованном игнорировании определения судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 марта 2017 года о возвращении аналогичного заявления Чернышева в связи с отнесением спора к подсудности Барнаульского гарнизонного военного суда ).
По результатам рассмотрения обращения административного ответчика окружной военный суд находит состоявшийся судебный акт подлежащим отмене ввиду неверного определения значимых для дела обстоятельств и, как следствие, неправильного применения норм процессуального закона.
Из закреплённого в статье 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту не вытекает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. Применительно к отдельным видам судопроизводства они определяются статьями 46 - 53, 118, 120, 123, 125 - 128 Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 1242-О и другие).
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации подсудность дел судам определяется только законом. Конкретизируя данные конституционные положения, законодатель устанавливает определённый порядок возбуждения и рассмотрения административных дел, в том числе разграничивает предметную компетенцию судов общей юрисдикции путём принятия правил о подсудности.
Так, в соответствии со статьёй 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и статьёй 18 КАС РФ военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Как видно из представленных материалов, 13 марта 2003 года Чернышеву прекратили военную службу ). Административное исковое заявление об оспаривании решения командира войсковой части ... об отказе издать в отношении него приказы о привлечении к несению боевых дежурств до приведённой даты и включить эти сведения в соответствующие листы учёта он подал в гарнизонный военный суд 10 апреля 2017 года ).
Таким образом, установлено, что основаниями для обращения Чернышева за судебной защитой выступают обстоятельства, сопряжённые с предполагаемыми нарушениями его прав в период военной службы, поскольку в пределах данного временного отрезка в отношении него не изготавливались обозначенные приказы и листы учёта.
Исходя из изложенного, вопреки выводам суда первой инстанции предъявление Чернышевым административного иска в связи с имевшим место в январе 2017 года отказом воинского должностного лица добровольно удовлетворить его притязания, а также четырнадцатилетний срок, истёкший к указанному времени со дня увольнения названного лица с военной службы, нельзя считать определяющими при разрешении вопроса подсудности настоящего спора.
С учётом этого надлежит констатировать, что поданное Чернышевым административное исковое заявление подсудно не территориальному, а военному суду, в связи с чем обжалованное определение подлежит отмене в силу пунктов 1, 4 части 2 и части 4 статьи 310 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 311, 315 и 316 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Барнаульского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2017 года по административному иску Чернышева Владимира Викторовича отменить, а материалы дела направить для рассмотрения по существу в тот же суд первой инстанции.
Председательствующий по делу В.А. Таранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.