Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 июля 2017 г. по делу N 33а-935/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Павленка С.В.,
судей:
Левицкого Б.Ф., Богдашова Д.А.,
при секретаре Онищенко С.Л., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника отделения (территориальное, г. Тамбов) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 27 марта 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление капитана Толмачева Германа Викторовича об оспаривании решения начальника отделения, связанного с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Толмачев, проходя военную службу в учебной авиационной базе (N, "адрес"), в декабре 2016 года обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Решением начальника отделения от 13 января 2017 года административному истцу в этом было отказано в связи с тем, что до июня 2010 года он состоял на регистрационном учёте и проживал в квартире, расположенной в г. Мичуринске, собственником которой является его мать, после чего зарегистрировался по месту жительства по адресу воинской части.
Посчитав свои права нарушенными, Толмачев в судебном порядке оспорил вышеприведённое решение и просил обязать начальника отделения повторно рассмотреть вопрос о включении его в список на предоставление служебного жилья.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого указывает, что административный истец, являясь членом семьи собственника, обладал правом пользования жилым помещением, а его снятие с регистрационного учёта и регистрация по адресу воинской части произведена с целью получения жилья от военного ведомства.
Считает, что эти действия расцениваются как злоупотребление правом, в том числе его проживание в настоящее время в квартире собственника по договору найма, что не позволяет включить его в список на предоставление служебного жилого помещения даже по истечении пятилетнего срока.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции определено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащему следует подать заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому приложить необходимые документы, в том числе сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Действительно, материалами дела подтверждается, что Толмачев с 1990 года проживал, а с 2004 года был зарегистрирован по месту жительства в квартире, приобретенной по договору купли-продажи его матерью и принадлежащей ей на праве собственности, находящейся по адресу: "адрес"
Будучи вселенным в квартиру в качестве члена семьи собственника административный истец приобрёл право пользования жилым помещением наравне с его собственником, а снявшись в июне 2010 года с регистрационного учёта по адресу этой квартиры, утратил право пользования.
Он же до апреля 2011 года являлся собственником жилого дома в "адрес" общей площадью 48,5 кв.м., который продал своей матери.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Изложенное позволяет заключить, что административный истец был обеспечен жильем по месту военной службы, а в 2010 и 2011 году совершил умышленные действия, в результате которых его жилищные условия ухудшились. Зарегистрировавшись по адресу воинской части, что не носило вынужденный характер, он намеренно создал условия, при которых может претендовать на обеспечение служебным жильем, что расценивается как злоупотребление правом и давало основание для применения санкции, предусмотренной п. 2 ст. 10 ГК РФ.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ", разъяснено, что если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищный кодекс РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 1 ЖК РФ право граждан распоряжаться принадлежащими жилищными правами по своему усмотрению, предусматривает и последствия, в случае если эти действия привели к ухудшению жилищных условий, в виде ограничительного срока, в течение которого они не могут быть признаны нуждающимися в обеспечении жильем. В частности, отказ в постановке на жилищный учёт до истечения пятилетнего срока со дня совершения таких действий, учёт действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, не менее чем за пять лет.
Следовательно, законодатель, регулируя жилищные отношения участников, в том числе граждан и органов государственной власти, посчитал истечение этого срока достаточным для снятия соответствующих ограничений в осуществлении гражданами права на жилье.
Установив, что с момента ухудшения Толмачевым своих жилищных условий прошло более пяти лет, а иного жилья по месту службы он не имеет, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о нарушении его прав и законных интересов со стороны уполномоченного органа и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с надлежащим образом аргументированными выводами гарнизонного военного суда, а апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 27 марта 2017 года по административному исковому заявлению Толмачева Германа Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.