Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 июля 2017 г. по делу N 33а-937/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Павленка С.В.,
судей:
Левицкого Б.Ф., Богдашова Д.А.,
при секретаре Онищенко С.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2017 года, которым капитану Лисеенко Михаилу Владимировичу отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий начальника Филиала N 2 Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по городу Москве и Московской области" (далее - филиал), связанных с невыплатой денежной компенсации за поднаём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лисеенко проходит военную службу в войсковой части N дислоцированной в "адрес".
Приказами командира воинской части административному истцу установлена к выплате денежная компенсация за поднаем жилья за период с мая по декабрь 2016 года, а соответствующие выписки из приказов направлены в адрес начальника филиала, которым в выплате этой компенсации было отказано.
Посчитав свои права нарушенными, Лисеенко обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия должностного лица и взыскать с филиала денежную компенсацию за поднаем жилья (далее - компенсация) за вышеуказанный период в размере 212533 рубля 52 копейки.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе Лисеенко, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое, которым его административный иск удовлетворить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на различные нормативные правовые акты, указывает, что его отказы от предоставляемого специализированного жилья связаны с неудовлетворительными санитарными условиями жилых помещений, что подтверждается актом проверки общежитий, установившей несоответствие их санитарно-гигиенического состояния, требованиям законодательства, отсутствием мебели и невозможности осмотра одной из комнат.
Отмечает, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, иного специализированного жилья ему не предлагалось, а его отказ от проживания в предоставленных жилых помещениях является обоснованным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Из изложенного следует, что обязательным условием для выплаты военнослужащему компенсации является его необеспеченность жилым помещением по месту службы и отсутствие у командования возможности предоставить военнослужащему служебное жилое помещение пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или общежитие, в том числе путём аренды жилья.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Лисеенко, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, в марте и июне 2016 года предоставлялись для проживания комнаты в различных общежитиях, находящихся в том же населённом пункте, в котором расположена войсковая часть N, от получения которых он отказался по вышеприведённым причинам.
Действительно, имеющимся в деле актом проверки общежитий от 24 июня 2016 года подтверждается, что их санитарно-гигиеническое состояние не отвечает требованиям п. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 и п. 4.3.3, 5.2, 5.4 и 5.6 СанПиН 2.1.2.2844-11.
Между тем, вопрос соответствия предоставленных административному истцу для временного проживания комнат требованиям, предъявляемым к такому виду жилого помещения специализированного жилищного фонда, как общежитие, комиссией не выяснялся.
Установленное же нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.2.2645-10), утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, как верно указал суд первой инстанции, не распространяется на условия проживания в зданиях и помещениях общежитий.
Доказательств того, что выделенные истцу жилые помещения признаны непригодными для проживания, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", материалы дела не содержат.
Более того, нарушение санитарного состояния общежития не является достаточным основанием для признания непригодными для проживания имеющихся в нём комнат, так как закон связывает непригодность помещения для проживания лишь с невозможностью обеспечения соблюдения необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
В данном же случае, как следует из имеющихся в деле доказательств, ООО "Главное управление жилищным фондом", являющееся управляющей компанией и отвечающее за содержание и эксплуатацию общежитий, нарушает санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых помещений и не принимает каких-либо мер для выполнения требований комиссии и приведения их в надлежащее состояние.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд сделал правильный вывод об отсутствии нарушений прав и законных интересов Лисеенко со стороны административного ответчика и обоснованно отказал в удовлетворении его административного иска.
Иные доводы, приведенные в жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты, как необоснованные. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Лисеенко Михаила Владимировича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.